«Нацбест» в гриппе и вокруг него: итоги церемонии

На Новой сцене Александринского театра в 18-й раз вручили литературную премию «Национальный бестселлер». Лауреатом стал екатеринбургский прозаик Алексей Сальников, автор романа «Петровы в гриппе и вокруг него»

«Нацбест» в гриппе и вокруг него: итоги церемонии |

Как многим известно, эта премия (одно время ее девизом было - «Проснуться знаменитым!») позиционирует себя как самую прозрачную в стране - рецензии Большого жюри, выбирающего короткий список, публикуются на сайте премии, а члены Малого, в которое, согласно регламенту, входят по большей части граждане, не имеющие отношения к отечественному книжному бизнесу и литературной общественности («глас народа»), голосуют, сообщая городу и миру о своих предпочтениях открыто, устно и в режиме реального времени.

В этом году в жюри вошли художник Татьяна Ахметгалиева, главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов, прошлогодний лауреат «Национального бестселлера» Анна Козлова, профессор университета Париж-Сорбонна Элен Мела, рэпер Хаски. Компанию им должен был составить актер Малого драматического Петр Семак, но, как сказали организаторы, за несколько дней до церемонии он необъяснимо перестал выходить на связь, и ему оперативно нашли замену в лице музыкального критика Бориса Барабанова.

Почетным главой жюри, чей голос должен определить победителя в случае «равенства очков», стал председатель совета директоров одного из банков Артем Оболенский.

Предваряя процедуру голосования, которую традиционно вели Артемий Троицкий и актриса Полина Толстун, господин банкир посетовал на невысокий уровень текстов финалистов. А член жюри Анна Козлова добавила, что все происходящее напоминает ей чемпионат мира по футболу, куда вдруг не прибыли испанцы с бразильцами и зрителям предлагают посмотреть финал Бурунди - Пакистан.

Артемий Троицкий пересказывал фабулу каждого из романов так, что читать эти тексты никому точно не захочется. Интерпретация конферансье была уж очень вольной. Алексей Венедиктов сказал, что, слушая Троицкого, все время задавался вопросом: а те ли книги выступающий читал?

Рэпер Хаски, на церемонию не явившийся, прислал видеообращение, где, объяснив свой выбор, простодушно сказал, что два романа из вошедших в финальную пульку он не прочел до конца: «многабукав, ниасилил».

И было бы совсем грустно, если бы не уважительный обстоятельный разбор Элен Мела, которая компетентно проанализировала все тексты, но при этом умудрилась никого не оскорбить.

Происходящее на «Нацбесте» за 18 лет его существования редко когда отвечало формуле «добрые литературные нравы», но в этом году персонажи происходящего выложились особо.

Да, жаль, что по результатам работы Большого жюри до финала не добрели произведения лауреатов и финалистов престижных литературных премий Ольги Славниковой, Алексея Иванова, Юрия Буйды, Антона Понизовского, Александра Мелихова, Ксении Букши и еще нескольких авторов не из последних, но говорить, что шорт-лист выглядит катастрофой, нечестно.

Да, вошедший в финал роман «Сука» Марии Лабыч, написанный от имени воюющей на юге Украины барышни с тяжелой психической патологией в анамнезе, обладает многими признаками неотредактированного дебютного романа (чем и является), но пренебрежения явно не заслуживает. Автобиографическое повествование Анны Старобинец о потере неродившегося ребенка вызывает уважение не только человеческим бесстрашием автора, но и тем, что это - при всех своих особенностях, которые могут кого-то раздражать, - профессионально сделанная вещь, которая, вот увидите, еще будет переведена на главные языки и многое сможет поменять у нас в стране. И называть этот текст бесчеловечным, как это сделала одна судья, - это просто хамство, не говоря уже об отсутствии элементарной эмпатии.

Понятно, что не было решительно никаких шансов стать национальным бестселлером у неторопливого медитативного повествования о жизни в сибирской деревне «Была бы дочь Анастасия» Василия Ивановича Аксенова, во многом наследующего традициям Ивана Шмелева с его «Летом Господним» и «деревенской прозы» 1960 - 1980-х, но при этом абсолютно самостоятельного и оригинального прозаика - прежде всего по языку. Нет времени читать такое, не ваш это способ думать, ну не читайте, зачем же предъявлять претензии, что в этих книгах нет стеба, юмора и постмодернизма, как это сделал Троицкий?

Моим фаворитом был роман Дмитрия Петровского «Дорогая, я дома» - криминально-перверсивная история из жизни современной Европы с лихо закрученным сюжетом, с детально прописанными сценами и персонажами, каждый из которых обладает собственной физиономией, говорит на своем языке. Не говоря уже о том, что Петровский - чуткий социальный диагност, не последнее качество для прозаика. Но жюри большинством голосов предпочло роман екатеринбуржца Алексея Сальникова «Петровы в гриппе и вокруг него» - несколько дней из жизни одной среднестатистической нестоличной семьи, очень и очень подробно описанных. Скажем, изложение пути персонажа от того, как тот открыл дверь подъезда, до момента, когда зашел в квартиру, занимает несколько страниц.

Это достойный опус, содержание которого полностью соответствует названию, с непривычным, но вполне доброкачественным юмором (господин ведущий, привет), внешне довольно просто устроенный, но полный всяких подводных течений, внутренних рифм, неочевидного лукавства, уже оцененный и широкой публикой (несколько допечаток), и специалистами по словам (роман - финалист премий «Большая книга» и «НОС»).

Слава богу, что нацбестовские арбитры вкуса, которых, как в «Хоттабыче», скопом поразило загадочное заболевание - возможно, даже сальниковский грипп, сквозь бред и морок вынесли достойное решение. 

Материал был опубликован в газете под № 095 (6204) от 30.05.2018 под заголовком «Нацбест» в гриппе и вокруг него».

#литература #нацбест #Премия

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 095 (6204) от 30.05.2018.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...