Находка из-под половицы. Что будут делать с головой атланта в Царском Селе?
Как уже сообщала наша газета, в ГМЗ «Царское Село» обнаружена очередная находка. В Александровском дворце, где идет масштабная реставрация, при вскрытии полов в одном из служебных помещений в центральной части здания мастера нашли гипсовую голову атланта – одного из тех, которые «держат небо» у фасадов Екатерининского дворца.

ФОТО предоставлено пресс-службой музея
Предположительно, она попала туда при приспособлении Александровского дворца в 1949 году для военного ведомства. В это же время на фасаде Екатерининского дворца велись работы по реставрации сильно пострадавших во время Великой Отечественной войны фигур атлантов. Особенно поврежденные части гипсовых скульптур, в основном головы, плечи, руки, заменяли на более долговечные – из цемента на металлической арматуре.
Реставраторы расчистили найденную голову и обнаружили на ней остатки позолоты. По пластике, габаритам, материалу исполнения и в первую очередь по сохранившимся фрагментам золочения стало понятно, что этот юноша создан во времена Растрелли, что, конечно, делает эту находку чрезвычайно ценной для музея.
Как говорит заместитель директора музея-заповедника по реставрации Наталья Кудрявцева, атланты – эффектное, но очень уязвимое украшение фасада дворца. Они больше всего страдают от климата, дождей и наледи. Музей регулярно реставрирует поврежденные скульптуры и сейчас ищет наиболее сохранившиеся модели.
Предполагается, что найденная голова станет эталонной моделью: с нее снимут форму и отольют в гипсе. Оригинал будет храниться в фондах музея.
Атланты – один из элементов декоративного оформления фасадов Екатерининского дворца, созданного Франческо Растрелли. Императрица Елизавета Петровна приказала позолотить весь декор, но в таком виде он просуществовал недолго, поскольку позолота быстро изнашивалась в нашем суровом климате. Уже при Екатерине II из-за чрезвычайной дороговизны восстановительных работ по золочению было принято решение декор более не золотить.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 118 (6716) от 10.07.2020 под заголовком «Атлант из-под половицы».
Материалы рубрики
У реки Смоленки нашли обломки надгробий XIX века
На Ланском шоссе появилась Ростральная колонна из снега
Музей «Царскосельская коллекция» получил в дар картины Сергея Романовича
Рядом с пляжем Хат-Ко-Таен нашли 17 пакетов с наркотиками
Вандалы повредили скульптуру апостола Петра в церкви на Лиговском
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии