На расстоянии рукопожатия от Борхеса

С 21 по 24 мая Михайловская площадь и одноименный манеж, Садовая и Кленовая улицы Питера превратились в городок книжников – читателей и писателей, издателей и книжных иллюстраторов, чтецов-декламаторов и актеров, разыгрывавших сценки из классики. Плотный поток людей обтекал временные сцены, собранные под открытым небом, и инсталляции на литературные темы. Так проходил X Международный книжный салон, организованный правительством Санкт-Петербурга и Российским книжным союзом при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

На расстоянии рукопожатия от Борхеса | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

За четыре дня общегородской книжный праздник посетили около 200 тысяч человек – цифра во всех отношениях впечатляющая. Сыграло свою роль и удачно выбранное место действия: уже второй год ярмарка проходит в центре города, в двух шагах от Невского проспекта, в Михайловском манеже. И даже переменчивая питерская погода с дождиком и порывистым ветром не распугала посетителей салона.

Как и в 2014 году, особенно комфортно на стендах салона чувствовали себя представители петербургских и (реже) московских «малых» и «средних» издательств. Первым делом в глаза бросались яркие, богато иллюстрированные книги издательств, специализирующихся на литературе для детей и подростков: «Детгиза», «Рипол Классик», «Розового жирафа», «Поляндрии», «Компас-Гида»... Что, в общем, логично: по статистике, сегодня это единственный активно растущий сегмент отечественного (да и мирового) книжного рынка. Не была обойдена вниманием и серьезная взрослая проза: о своих и чужих книгах рассказывали польский писатель и драматург Януш Вишневский, Александр Кабаков, Андрей Геласимов, Юрий Поляков, Денис Драгунский, Роман Сенчин и Александр Проханов, а издательство «Лимбус Пресс» отвело под книги, в разные годы номинировавшиеся на «Национальный бестселлер», отдельный стенд.

Нашлось на салоне место и для нон-фикшн – серьезных исторических исследований от «Евразии», знаменитой биографической серии «Жизнь замечательных людей» от «Молодой гвардии» и многого другого. Отдельные стенды – в разных концах зала – достались Союзу писателей Санкт-Петербурга и Союзу российских писателей.

Некоторые издательства, впрочем, оказались единственными в своем роде: московский «Мамонт» с коллекцией репринтных изданий, «Комильфо» с комиксами и «графическими романами», «Книжный Клуб Фантастика» – здесь название говорит само за себя... Особая статья – широта взглядов организаторов салона: православная литература вполне уживалась тут с буддийской, а саентологи, адепты учения Рона Хаббарда, мирно соседствовали с поклонниками теории арийского происхождения славян.

Вероятно, именно это разнообразие издательских интересов объясняет некоторую пестроту и сумбурность программы. Непросто сориентироваться, когда в одном углу манежа идет, скажем, презентация книги Светланы Жарниковой «След ведической Руси», в другом выступает писательница Майя Кучерская, в третьем при участии чудесного волгоградского прозаика Евгения Лукина презентуется журнал фантастики «Если», а в четвертом обсуждаются трудности перевода. Как тут не растеряться... Пожалуй, четче всего работа была организована на стенде одной из книготорговых сетей: одно выступление здесь плавно перетекало в другое, а каждая тема рассматривалась под разными углами, вдумчиво и пристально. Иными словами, если уж на сцену поднялись представители группы «петербургских фундаменталистов», то будут сменять друг друга дотемна: Сергей Носов, Павел Крусанов, Александр Секацкий, Вадим Левенталь...

Неотъемлемая часть любого «книжного шоу» – вручение премий. Хотелось бы сказать, что за звание главной награды Петербургского книжного салона боролись три премии, но это не так: у каждой из них своя ниша, своя особая специфика. Учрежденная в 2014 году издательством «Вита Нова» премия «Книжный червь» – награда профессиональная, вручается без разделений на номинации, ее обладателем может стать любой «книжник» в широком понимании: издатель, иллюстратор, литературный критик, библиограф, коллекционер. «По совокупности заслуг», – подчеркивают организаторы. В 2015 году высокого звания настоящих «книжных червей» удостоились искусствовед Лидия Кудрявцева, редактор издательства «АСТ» Елена Шубина и художник-иллюстратор Олег Яхнин (ему же, добавлю, достался и Приз читательских симпатий).

Премия имени Гоголя, учрежденная в 2003 году Союзом писателей Санкт-Петербурга при поддержке городского комитета по печати и взаимодействию со СМИ, – награда для профессиональных писателей. Ее лауреатами в этом сезоне стали прозаик, поэт и сценарист Юрий Арабов за роман «Столкновение с бабочкой» (номинация «Вий» за лучшее произведение в жанре фантастики) и Валерий Попов за книгу «Зощенко» из серии «ЖЗЛ» (номинация «Портрет»).

Наконец, третья премия с говорящим названием «Рукопись года», учрежденная издательством «Астрель-СПб» для начинающих литераторов, вручалась в узком кругу в интимном полумраке конференц-зала киноцентра «Родина». Здесь, как ни парадоксально, победителей оказалось больше всего: обладательницей «Гран-при» стала Софья Яновицкая с рукописью «Троица», премии разных степеней получили Светлана Волкова («Подсказок больше нет»), Мария Рупасова («С неба падали старушки»), Алиса Рекунова («Жизнь среди людей»), Наталья Волнистая («О возлюблении ближних и дальних») и Андрей Кокоулин («Будем жить»).

Ну а еще на таких фестивалях неизбежно случаются встречи, которые сами по себе могут стать вехой в иной биографии. Например, на стенде Аргентины, одного из почетных гостей салона, можно было увидеть хрупкую пожилую женщину – Марию Кодамо, вдову и наследницу Хорхе Луиса Борхеса. Существует теория, что все люди на земном шаре, от Папы Римского до индейца из бассейна Амазонки, знакомы друг с другом максимум через пять рукопожатий. Но оказаться на расстоянии одного рукопожатия от автора «Вавилонской библиотеки» и «Сада расходящихся тропок» – только ради этого, на мой взгляд, уже стоило заглянуть на Петербургский книжный салон.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 092 (5465) от 26.05.2015.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.