На Новой сцене Мариинского театра покажут балет Бориса Тищенко «Двенадцать»

На Новой сцене Мариинского театра 22 сентября премьера — балет Бориса Тищенко «Двенадцать» в постановке Александра Сергеева. Публике предстоит увидеть не только одноактный спектакль по мотивам одноименной поэмы Александра Блока, но и мультижанровую программу, все части которой концептуально и драматургически взаимосвязаны.

На Новой сцене Мариинского театра покажут балет Бориса Тищенко «Двенадцать» | © Мариинский театр. ФОТОГРАФ Наташа РАЗИНА. 2022 г.

© Мариинский театр. ФОТОГРАФ Наташа РАЗИНА. 2022 г.

Первым постановщиком балета «Двенадцать» почти 60 лет назад стал Леонид Якобсон, выбравший в авторы музыки молодого тогда выпускника Ленинградской консерватории Бориса Тищенко. Тот спорный, полный гротеска и трагедийного пафоса спектакль вызвал острую критику со стороны партийных надзирателей и после премьеры 31 декабря 1964 года быстро сошел со сцены.

Солист Мариинского театра Александр Сергеев попробовал свои силы в качестве постановщика совсем недавно: в 2019‑м в рамках проекта «Мастерская молодых хореографов» он представил миниатюру «Не вовремя» на музыку Эйтора Вила-Лобоса, в 2020‑м — «Пионерскую сюиту» на музыку Шостаковича. В последней проявилось умение хореографа создавать тонкую стилевую игру на границе прошлого и современности. «Двенадцать» — первая большая работа Сергеева. С этим спектаклем он был знаком с детства благодаря отцу — Валерию Сергееву, участвовавшему в возобновлении балета Якобсона в труппе «Хореографические миниатюры» в 1976 году. Тщательно изучив сохранившиеся материалы, хореограф все же отказался от повторения постановочных решений предшественника и предложил собственную интерпретацию поэмы. В отличие от Якобсона он не только не стал купировать музыку Тищенко, но и дополнил ее другими сочинениями композитора.

Балет открывается «Тремя песнями на стихи Марины Цветаевой». Сцена поделена на три час­ти. Слева в гигантском кубе, будто в портале времени со светящимися ребрами-гранями, расположился пианист Анатолий Кузнецов за роялем, в таком же кубе справа — танцевальная пара (Дарья Устюжанова, Ярослав Байбородин), по центру на лестнице — певица Ирина Шишкова. Романтически приподнятый дуэт танцовщиков в белоснежных одеждах окрашен ностальгией. Хореограф создает своеобразный ретробалет, в котором нежные прикосновения, изысканный рисунок танца, удлиненность линий воплощают образ прекрасной грезы, недостижимой гармонии.

Во второй части из глубины зала раздается голос, декламирующий поэму Блока в полном объеме. От последних рядов к сцене, выхваченный светом камеры, медленно шествует Чтец (Александр Сергеев, в первый день премьеры, состоявшейся в самом конце прошлого сезона, — Екатерина Кондаурова), за которым кровавой дорожкой тянется длинный трен. На аванзанавес транслируется изображение лица артиста — призрачное, измененное с помощью фильтра (художник по видео Игорь Домашкевич). Выразительное, с режиссерски продуманными смысловыми паузами интонирование Сергеева держало в неослабевающем напряжении. В неумолимом приближении Чтеца к сцене ощущалась угроза идиллическому миру, воссозданному в первой части балета. С последним словом на зрителей обрушился сокрушительный шквал оркестрового звучания. Так начинается хореографическое действо балета.

Центральная идея спектакля — идея мира, разрушающегося по воле человека, — исчерпывающее воплощение получает в сценографии. Художник Леонид Алексеев организовал пространство с помощью огромных кубических конструкций, которые трансформируются, вспыхивают алым пламенем (художник по свету Константин Бинкин), а в финале распадаются на отдельные ячейки-пиксели, символизируя хаос рушащегося мира.

Визуальная стилистика спектакля существует на пограничье разных эпох. Лаконичное цветовое решение костюмов, построенное на контрастах черного, красного и белого, напоминает графическую манеру советских плакатов. Узнаваемые мотивы из балетов прошлого регулярно возникают и в хореографическом тексте. Вот мелькнул абрис хоровода из «Весны священной» ­Вацлава Нижинского. Вот — скульптурные групповые построения из «Свадебки» его сестры Брониславы. Вот — сцепление рук в непрерывную гибкую ­линию-волну из «30 английских герлс» Касьяна Голейзовского. Подобные приемы рождают образ многослойного времени, живой истории, эхо которой ощущается и сегодня.

Сложным и неоднозначным получился образ Катьки (Рената Шакирова). Ни одно ее движение не выдает в ней проститутку. Скорее, героиня балета вызывает ассоциации с образом женщины в поэзии Блока — мистическим и непостижимым.

Коллективный образ Двенадцати — несомненная удача хореографа. Их механизированная пластика, жесткий чеканный шаг, руки, будто взмахивающие штыком, создают образ зловещей, не знающей пощады силы. В целом же в балете преобладает стерильный, отстраненный академичный танец. При всей изобретательности комбинаций и разнообразии рисунка хореография все же пасует перед музыкой — ее оркестровой мощью, в которой слышен блоковский «шум от крушения старого мира».

«Двенадцать» — балет не о революции, а о времени, неустойчивости, зыбкости настоящего и неясности будущего. Невольно вспоминается гамлетовское: «Век расшатался…». Храним ли мы надежду на восстановление связи времен?


#балет #Мариинский театр #театр

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 167 (7250) от 08.09.2022 под заголовком ««И опять идут двенадцать»».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?