На кинофестивале в Гатчине покажут документальный фильм «Алиса. Волнение»

В Гатчине продолжается международный кинофестиваль «Литература и кино». Завтра, 1 октября, в программе – 53-минутная документальная лента Дениса Клеблеева «Алиса. Волнение».

На кинофестивале в Гатчине покажут документальный фильм «Алиса. Волнение» | Иллюстрация Fer-Gregory/shutterstock.com

Иллюстрация Fer-Gregory/shutterstock.com

Это не премьера. Фильм был создан ко дню рождения Алисы Фрейндлих и представлен в декабре 2020 года. Это был своеобразный подарок ей от внука Никиты Владимирова, выступившего в роли продюсера. Так случилось, что Алиса Бруновна вскоре после дня рождения тяжело заболела ковидом, попала в больницу. И вся страна, затаив дыхание, ловила новости о ее состоянии. Как радовались все, когда появилась новость, что Алиса Бруновна идет на поправку и даже просила у врача разрешить ей покурить! К счастью, она победила болезнь.

В фильме рассказывается о ее работе над ролью скандальной американской писательницы Ульи Рихте в спектакле «Волнение», поставленном на сцене БДТ. Это была первая роль, с которой Алиса Фрейндлих вышла на сцену Каменноостровского театра после болезни. Сочинил пьесу специально к 85-летию актрисы драматург Иван Вырыпаев. Сам же и поставил. Часто пишут, что актриса бесстрашно нырнула в волны «новой драмы». Но эта пьеса Вырыпаева, да и спектакль как раз решены в духе старых добрых театральных бенефисов.

Я видела спектакль и вживую, и онлайн (благодарение карантину). Здесь не место для театральной рецензии, скажу только, что фильм о работе над спектаклем кажется мне интереснее, чем сам спектакль.

Денис Клеблеев – достойный ученик «матриарха» отечественной документалистики Марины Разбежкиной. Реальность, поток жизни, наблюдение за ее течением – вот их символ веры. Конечно, в фильме кое-что срежиссировано, но очень деликатно, незаметно. Денис сумел завоевать доверие героини, он и снимал сам, не прибегая к помощи оператора.

Репетиции – лишь часть жизни Алисы Фрейндлих, к которой зрители на время допущены. Ее личность, строгая красота, присущая ленинградским интеллигентам, раскрываются во всей полноте. Через серьезные разговоры и, казалось бы, незначительные реплики, шутки.

В спектакле «Волнение» главной героине почему-то решили придать сходство с Айрис Апфель (американской «иконой» стиля, этаким нью-йоркским фриком, которой недавно исполнилось сто лет, а она все так же любит наряжаться).

Вот художница по костюмам полька Катаржина Левинская подбирает актрисе очки. На гримерном столике разложено с десяток огромных (как у Айрис) очков в экстравагантных оправах. Алиса Бруновна послушно их примеряет. Спрашивает: «Не слишком ли они велики для меня? Я ведь маленькая, личико маленькое» (показывает, насколько маленькое).

Наконец выбирают – бирюзового цвета. Показывают украшения – длинные нити бус, крупные браслеты, огромные серьги.

Это все натуральные камни, вот настоящая бирюза! – гордо говорят ей художники.

И слышат в ответ: «А что это вы так роскошествуете?». Алиса Бруновна объясняет, что в театре вовсе не обязательны драгоценности, бижутерия со сцены смотрится порой даже эффектнее... Действительно, театральные художники когда-то творили чудеса, легко превращая холст в парчу, стекляшки — в бриллианты и, кажется, даже иногда воду — в вино.

Она спорит с Вырыпаевым о трактовке роли, но вдруг легко откликается на его предложение в одном эпизоде уйти со сцены под песню американского чернокожего рэпера Тупака. И уходит с неподражаемой грацией, акцентируя ритм – почти как Майкл Джексон.

Завитый парик Ульи Рихте – словно из пыльной театральной костюмерной прошлого. Но вот мы видим актрису в жизни – со стильной седой стрижкой она словно сбросила десяток-другой лет. Красиво курит. Играет на кухне в преферанс с подругами. Уговаривает своего кота, явившегося туда с громкими воплями, помолчать...

Трогательны сцены ее первого знакомства с правнуком. Алиса Бруновна поначалу боится взять его на руки: «А вдруг уроню?».

Одна из самых сильных сцен – разговор с внуком Никитой на крыше ресторана, откуда открывается головокружительный вид на город. Алиса Бруновна вспоминает о блокаде, не подчеркивая ни страдания, ни героизм жителей, а просто как часть своего личного опыта – опыта ребенка, который чудом выжил. И стал одним из символов этого великого города.


#фильм #кино #документальное кино #кинофестиваль

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 183 (7020) от 30.09.2021 под заголовком «Творчество – это волнение».


Комментарии