Мытарей никогда не любили. Во дворце Меншикова открылась выставка картины «Сборщики податей»

С 4 марта во дворце Меншикова открыта выставка одной картины «Маринус ван Роймерсвале. «Сборщики податей». К завершению реставрации».

Мытарей никогда не любили. Во дворце Меншикова открылась выставка картины «Сборщики податей» | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Как рассказали в Эрмитаже, картина поступила в музейное собрание в составе знаменитой английской коллекции сэра Роберта Уолпола в конце XVIII века, при императрице Екатерине II. Однако принадлежность к этой коллекции была установлена относительно недавно, многие годы было известно только время приобретения картины - 1770-е годы.

При поступлении в Эрмитаж картина считалась произведением Квентина Массейса, затем его мастерской, в XX веке ее автором стали считать южнонидерландского (фламандского) художника Маринуса ван Роймерсвале (ок. 1490 - ок. 1567).

Варианты этой картины есть в собраниях Парижа, Лондона, Мадрида, Варшавы. Видимо, спрос на подобную композицию был очень высок: и сам художник, и его ученики в мастерской неоднократно повторяли эту картину.

О художнике известно немного. Его отец тоже был художником. Сына отдал в обучение к Квентину Массейсу, известному в Антверпене мастеру. В XVI веке Антверпен был процветающим торговым городом. Многие банки имели здесь свои представительства. Банкиры, ростовщики, менялы, сборщики налогов - эти профессии были распространены. Ван Роймерсвале часто их писал.

За долгую жизнь в музее картина перенесла различные реставрационные вмешательства - это и перевод с деревянной основы на холст (1841 год), и несколько реставраций. Одна из них проводилась сразу после возвращения картины из Свердловска, где в годы Великой Отечественной войны находились эвакуированные из Эрмитажа шедевры. Судя по всему, пока картина находилась в ящике, на нее протекла вода, и протечку заметили уже только после возвращения в Ленинград. Длительное пребывание в непросушенном состоянии плохо сказалось на состоянии красочного слоя и лака. Следы протечки были заметны до последнего времени. В ходе реставрации были удалены темный пожелтевший лак, поздние записи авторского слоя живописи. Удалось восстановить цвет на участках, пострадавших от протечки.

Тщательно прописан натюрморт - вещи, которые лежат на столе перед сборщиками. Зритель видит высыпанные из кожаного мешочка монеты, толстую книгу, в которой один из сборщиков делает гусиным пером запись, нож и печать.

Особый интерес вызывают головные уборы сборщиков податей. Как считают специалисты, в то время, когда жил Роймерсвале, они уже выглядели старомодно. Существует несколько предположений об их происхождении на картине - или это была своеобразная униформа, сохранявшаяся в костюме сборщиков налогов, или, что возможно, эта деталь костюма была скопирована с картины Яна ван Эйка, для времени которого подобные головные уборы были типичны.

Лица мытарей под причудливыми, вычурными головными уборами симпатии не вызывают. Один погружен в подсчеты, а второй, прищурившись, смотрит прямо в лицо зрителю, словно подозревая в попытке уклониться от налогов. Во взгляде его так и читается предупреждение: «Заплати налоги и спи спокойно!».

#Эрмитаж #выставка #картины #искусство #музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 041 (6639) от 06.03.2020 под заголовком «Мытарей никогда не любили».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?