Мытарей никогда не любили. Во дворце Меншикова открылась выставка картины «Сборщики податей»

С 4 марта во дворце Меншикова открыта выставка одной картины «Маринус ван Роймерсвале. «Сборщики податей». К завершению реставрации».

Мытарей никогда не любили. Во дворце Меншикова открылась выставка картины «Сборщики податей» | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Как рассказали в Эрмитаже, картина поступила в музейное собрание в составе знаменитой английской коллекции сэра Роберта Уолпола в конце XVIII века, при императрице Екатерине II. Однако принадлежность к этой коллекции была установлена относительно недавно, многие годы было известно только время приобретения картины - 1770-е годы.

При поступлении в Эрмитаж картина считалась произведением Квентина Массейса, затем его мастерской, в XX веке ее автором стали считать южнонидерландского (фламандского) художника Маринуса ван Роймерсвале (ок. 1490 - ок. 1567).

Варианты этой картины есть в собраниях Парижа, Лондона, Мадрида, Варшавы. Видимо, спрос на подобную композицию был очень высок: и сам художник, и его ученики в мастерской неоднократно повторяли эту картину.

О художнике известно немного. Его отец тоже был художником. Сына отдал в обучение к Квентину Массейсу, известному в Антверпене мастеру. В XVI веке Антверпен был процветающим торговым городом. Многие банки имели здесь свои представительства. Банкиры, ростовщики, менялы, сборщики налогов - эти профессии были распространены. Ван Роймерсвале часто их писал.

За долгую жизнь в музее картина перенесла различные реставрационные вмешательства - это и перевод с деревянной основы на холст (1841 год), и несколько реставраций. Одна из них проводилась сразу после возвращения картины из Свердловска, где в годы Великой Отечественной войны находились эвакуированные из Эрмитажа шедевры. Судя по всему, пока картина находилась в ящике, на нее протекла вода, и протечку заметили уже только после возвращения в Ленинград. Длительное пребывание в непросушенном состоянии плохо сказалось на состоянии красочного слоя и лака. Следы протечки были заметны до последнего времени. В ходе реставрации были удалены темный пожелтевший лак, поздние записи авторского слоя живописи. Удалось восстановить цвет на участках, пострадавших от протечки.

Тщательно прописан натюрморт - вещи, которые лежат на столе перед сборщиками. Зритель видит высыпанные из кожаного мешочка монеты, толстую книгу, в которой один из сборщиков делает гусиным пером запись, нож и печать.

Особый интерес вызывают головные уборы сборщиков податей. Как считают специалисты, в то время, когда жил Роймерсвале, они уже выглядели старомодно. Существует несколько предположений об их происхождении на картине - или это была своеобразная униформа, сохранявшаяся в костюме сборщиков налогов, или, что возможно, эта деталь костюма была скопирована с картины Яна ван Эйка, для времени которого подобные головные уборы были типичны.

Лица мытарей под причудливыми, вычурными головными уборами симпатии не вызывают. Один погружен в подсчеты, а второй, прищурившись, смотрит прямо в лицо зрителю, словно подозревая в попытке уклониться от налогов. Во взгляде его так и читается предупреждение: «Заплати налоги и спи спокойно!».

#Эрмитаж #выставка #картины #искусство #музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 041 (6639) от 06.03.2020 под заголовком «Мытарей никогда не любили».


Комментарии