Мы и Я на картинках из госархива. Как менялись детские рисунки от начала к концу XX века

Детские рисунки редко попадают на вечное хранение в государственные архивы. Именно поэтому выставка, открывшаяся в городском архивном комитете на Таврической ул., 39, - весьма необычная.

Мы и Я на картинках из госархива. Как менялись детские рисунки от начала к концу XX века | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

А началось все с того, что научный сотрудник Центрального государственного исторического архива города Андрей Румянцев, работая с фондом юриста и мецената Павла Потехина, обратил внимание, что в нем среди прочего есть много детских рисунков. Они были созданы в начале ХХ века учениками 2-го Литейного начального училища, которому Потехин покровительствовал. В качестве благодарности учебное заведение и поднесло ему альбом с рисунками.

- Многие ребята были родом из сельской местности. Подпись к одной из картинок гласит: «Моя изба и деревня». Поражает, как умело дети изображали лошадей и как точно и четко они рисовали сбрую. Вряд ли современный ребенок смог бы ее нарисовать: просто нет соответствующей натуры, - говорит куратор выставки Анастасия Конохова. - Мы дополнили эти рисунки архивными фотографиями, чтобы сравнить их с реальностью того же времени.

На уроках географии дети рисовали быт разных народов, о которых рассказывали учителя. Как и сегодня, иллюстрировали прочитанные художественные произведения... Интересно, как они изображали с натуры тогдашний Петербург: дымящие трубы, корпуса фабрик и заводов... Есть рисунки, где дети запечатлели случившееся в Петербурге наводнение.

Продолжают ряд рисунки 20-х и 30-х годов ХХ века. Особенно интересны рукописные литературные журналы петергофской школы-коммуны. Подпись под одним из рисунков гласит: «Это мы едем в приют из Петрограда в Финляндию».

В фонде «Ленфильма» сохранились рисунки, которые дети отправляли на киностудию. Можно также сравнить кадры фильма «Выборгская сторона» с рисунками, изображавшими эпизоды из этой ленты.

Особое внимание - работам детей блокадного Ленинграда. Здесь представлены те, что попали к Даниилу Гранину, когда он работал над «Блокадной книгой». Затем писатель передал их в составе своего фонда в ЦГАЛИ.

- В фонде Ленинградского штаба партизанского движения сохранилось много писем, которые дети посылали народным мстителям в знак благодарности и поддержки, - продолжает Конохова. - Обратите внимание на подписи: «Ответ врагам», «Это мой танк: вырасту большой, буду танкистом».

В детских рисунках 1970-х годов, поступивших в архив из фонда ВЛКСМ, нередко встречаются изображения шалаша Ленина в Разливе. Впрочем, чтобы показать рисунки детей 1950 - 1980-х годов, создатели выставки не только использовали архивные материалы, но и кидали клич в Интернете.

Завершается экспозиция работами современных детей. Анализируя выставку, психологи обратили внимание: даже за несколько прошедших десятилетий очень сильно изменились цвета: рисунки стали ярче, чем прежде. И еще одно наблюдение: дореволюционные картинки отличаются многофигурностью. Теперь дети рисуют одного главного героя на весь лист. В чем причина? Раньше ребенок чувствовал себя частью общества, коммуны, сегодня, в эпоху индивидуализма, он растет с обостренным чувством «я».

#дети #рисунки #выставка #архив

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 237 (6590) от 17.12.2019 под заголовком «Мы и Я на картинках из госархива».


Комментарии