Музыка призывает к красоте. Антонину Ростовскую приняли в Петербургский союз композиторов

Антонина РОСТОВСКАЯ выглядит совсем юной. Трудно поверить, что она — успешный композитор, чьи достижения признаны коллегами и полюбились публике. В специализированном издательстве выходят ее авторские сборники, ее сочинения звучат на различных концертных площадках во многих городах нашей страны, на фестивалях, конкурсах и мастер-классах. Особенно ценит Антонина, что ее музыку с удовольствием исполняют дети. Педагоги музыкальных школ, хоровых и вокальных студий включают песни Ростовской в учебные и концертные программы. Недавно ее приняли в Петербургский союз композиторов.

Музыка призывает к красоте. Антонину Ростовскую приняли в Петербургский союз композиторов | Фото автора

Фото автора

Позвольте поздравить вас: вы теперь окончательно в группе профессионалов!

— Спасибо. Для меня это важное событие. Но все же сочинение музыки я не воспринимаю как профессиональную деятельность. Для меня это счастье, выход из повсе­дневности, такой чудесный сад с цветами и прохладными фонтанами…

Вы из музыкальной семьи?

— Моя мама Светлана Ростовская окончила музыкальную школу. А папа, Адриан Ростовский, музыкальной грамоты не знал, но он работал в Малом драматическом ­театре у Льва Додина. И, если требовалось для роли, брал в руки гитару, балалайку, гармонь (все что угодно!) и за короткое время выучивал мелодии любой сложности. Тем же талантом мог ­похвастать мой дед Витаутас Раманаускас. Он даже был членом Союза композиторов Казахстана, писал веселые песни, сам же их исполнял и при этом все подбирал по слуху. А прадед, Леонас Раманаускас, по семейной легенде, однажды музицировал с самим Федором Шаляпиным.

А когда вы начали сочинять музыку?

— Когда училась в Охтинском центре гуманитарно-эстетического воспитания. Мне помогала Наталья Николаевна Карш. После школы я поступила в музыкальное училище Мусоргского специально на теоретико-композиторское отделение. Но оказалось, что, ­несмотря на название отделения, композицию там уже не преподавали. К счастью, прекрасные педагоги училища, в котором прошли мои самые счастливые годы, подсказали, что надо идти в Дом композиторов к Владимиру Николаевичу Соколову. Он тогда преподавал в Университете кино и телевидения, был автором музыки к кинофильмам научно-популярного жанра. Соколов умел верить в ученика, умел мотивировать, вдохновлять, словом, был примером того, как надо преподавать. Если ему не нравился фрагмент сочинения, он никогда не говорил, что «это плохо». Он говорил: «Вы можете лучше». И сейчас, когда я сама преподаю композицию или сольфеджио, стараюсь придерживаться такого же стиля в общении с учениками. В Консерватории я училась у профессора Юрия Фалика, автора очень интересной музыки, блестящего инструментовщика и дирижера. Мне повезло присутствовать на лекциях самых выдающихся композиторов Петербурга: Слонимского, Тищенко, Мнацаканяна, Банщикова.

Помните свое самое первое произведение?

— Это были крохотные пьесы для фортепиано — «Колокольчики» и «Дилижанс». Мои родные восхищались, особенно бабуля с дедулей.

Ваша «визитная карточка» — «Рождественский цикл» для детского хора. Расскажите, пожалуйста, как он возник.

— Через несколько лет после окончания Консерватории я пошла на петербургское радио с подругой вокалисткой. Ее голос так понравился ведущей, что та предложила сделать интерактивный проект со слушателями радио. Для этого надо было написать вокальный рождественский цикл. Кто же напишет музыку? Ну конечно, подруга певицы, то есть я. Надо так надо! У меня сомнений не было на этот счет. Написала все очень быстро: получилось семь частей — «Наступает Рождество», «Николай Святой», «Колыбельная», «За звездой», «Мы в Рождество украсим дом», «Трубы звонкие», «До новых встреч!». Ирония судьбы заключалась в том, что ведущая, заказавшая цикл, пропала, даже не посмотрев ноты. И я отдала их Владимиру Комарову, руководителю хоровой студии «Искра», где я тогда работала. Вскоре цикл разлетелся по городу. А потом благодаря Хоровой ассоциации полетел по всей России. Тогда я поставила себе самой несколько условий: «Я буду писать музыку, но не буду относиться к этому как к профессии и зарабатыванию денег. Это прекрасное хобби, которое делает меня счастливой». Я до сих пор пишу музыку, только если это кому‑нибудь нужно, а не в стол. Исполнители знают: я всегда готова к сотрудничеству, если известна дата концерта и если я имею дело с профессионалами.

Очень часто звучит ваша песня «Ехала деревня». Она прямо нарасхват!

— Это часть цикла «Три хора на народные тексты». Туда кроме нее входят песни «У кота» и «Баба сеяла горох». Цикл я написала почти сразу после окончания Консерватории. Мне нравится писать театрализованные песни, в них дети могут проявить себя, а не просто смирно стоять. Исполняя эту, они и топают, и хлопают в ладоши, кричат, цокают, иногда даже лают… Это выход детской энергии. Репертуар для них должен постоянно обновляться, иначе детям станет скучно. И маленький нюанс: если музыка не нравится — дети ее хорошо не споют.

Судя по тому, как часто исполняются ваши сочинения, они детям нравятся.

— Очень на это надеюсь. Недавно вот прошел концерт «Слава в вышних Богу!» во Дворце искусств Ленинградской области. Это был совместный проект Выборгской епархии и администрации Всеволожского района. За то, что там были исполнены мои песни, я благодарна Марине Гуцу, художественному руководителю Дворца детского и юношеского творчества Всеволожского района и детско-юношеского хора «София» храма Спаса Нерукотворного Образа на Дороге жизни. В концерте приняли участие оркестр народных инструментов «Метелица» и сразу девять детских хоровых коллективов Ленинградской области. Это около 250 человек хористов! Музыканты исполняли фрагменты «Рождественского цикла».

Ваш коллега композитор Сергей Плешак в интервью нашей газете сказал, что специально для детского исполнительства написано очень мало. А нужно много, поскольку никогда еще дети не были так активны в искусстве — и как участники процесса, и как зрители. Вы согласны?

— Да, в последние годы появилось много музыкальных мероприятий для детей, в том числе и конкурсы, на которых зачастую одно из обязательных произведений — сочинение современного композитора. Поэтому репертуар расширяется. Сейчас существуют и конкурсы для детей-композиторов. Фестиваль «Земля детей», который возглавляет Евгений Петров, много делает для развития творчества юных в разных направлениях, включая исполнительство, композицию, поэзию. Дети активно включились и как зрители, и как слушатели.

В Петербурге есть программы для самых маленьких, чуть ли не младенцев…

— Если вы имеете в виду проект Екатерины Забайрачной «Музыка в ползунках», то он потрясающий! И, я считаю, прежде всего — для мам. Возможность надеть красивое платье и выйти в свет, побыть с людьми, послушать музыку. Для мамы, которая сидит дома с ребенком, это просто счастье. А для ребенка — скачок в развитии. Он знакомится с разной музыкой — этнической, академической, современной, джазом. Ее исполняют вживую, он может потрогать инструменты, услышать, как они звучат по отдельности. Причем детям можно ползать, бегать, танцевать, смеяться. Постепенно приучая ребенка к разным жанрам, к нормам поведения в концертном зале, можно потихоньку думать о Филармонии, о Мариинском. Бывает, туда ведут детей, которым не под силу высидеть там даже час! К чему эти муки? Лучше начинать с концертов, с которых всегда можно уйти, если ребенок устанет.

А вы не думаете про крупные формы? Не хотите написать симфонию или оперу?

— Дедушка очень хотел, чтобы я написала оперу «Муха-цокотуха». Но пока заказов нет, я и не тяготею к крупной форме. Появится заказ — появится интерес! (смеется) А мечта моя — писать музыку для кино. Ведь я фанат кино. Из отечественных кинокомпозиторов назову прежде всего Эдуарда Артемьева и Владимира Мартынова. Талантливейшим считаю Андрея Петрова. Никто не умел писать с таким юмором, как Александр Зацепин. Вспомним песню про зайцев, «Ивана Васильевича» — это все гениально. Нравится Геннадий Гладков, Гия Канчели, Алексей Айги, а какая интересная музыка у Олега Каравай­чука! Всех не назовешь.

Смотрите ли вы иногда телевизионные передачи, посвященные музыке? Если да, то что думаете, например, о ставшей очень популярной передаче «Песни для души», где поют простые люди, в основном не артисты?

— Я не смотрю телевизор. Но, по‑моему, на нашем телевидении передачи, где поют, всегда пользовались успехом. Песни нас объединяют, дарят хорошее настроение. Давно доказано, что пение, особенно хоровое, полезно для здоровья.

Почему так востребованы до сих пор песни, написанные в советское время?

— Востребованы и народные песни, это кладезь, часть культуры, в которой очень тщательно годами отбирается из всего многообразия самое лучшее, самое доброе, самое красивое. Что касается авторских советских песен, то у нас потрясающие дуэты поэта и композитора, которые чувствовали друг друга. Например, Александра Пахмутова и Николай Добронравов. В наше время тоже появляются неплохие песни, но многие в погоне за модой подражают друг другу в выборе тембров, жанров, и это сильно обедняет музыкальную эстрадную культуру. Видимо, не хватает смелости быть самим собой.

Как, на ваш взгляд, будет развиваться композиторское искусство в XXI веке?

— Мужчины-композиторы наверняка лучше ответили бы на этот вопрос. Они любят рассуждать на темы, в которых в принципе не может быть правильного ответа. Я думаю, будут созданы новые инструменты, которые привнесут новые возможности, новые средства выразительности. Но, как бы ни менялись технологии, всегда будут существовать рядом два направления — консерваторы и новаторы. Любое искусство так развивается. Музыка как часть культуры всегда будет призывать нас к красоте, утешать, учить силе духа, свободе, умению прощать и сочувствовать.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 19 (7348) от 02.02.2023 под заголовком «Хоровое пение полезно для здоровья».


Комментарии