Музею истории школы Карла Мая передали 90 фотоальбомов с видами Петербурга

«Вам пишет Елена Владиславовна Сергель, которую вы в свое время поддержали в намерении обойти Петербург и сделать фотоснимки. Эта работа мною закончена. На это у меня ушло десять лет. Сделано больше 14 тысяч фотографий, составлено по ним 90 альбомов», – говорилось в письме, пришедшем на мое имя в редакцию «СПб ведомостей».

Музею истории школы Карла Мая передали 90 фотоальбомов с видами Петербурга | Фото: Pixabay

Фото: Pixabay

Да, я сразу же вспомнил: с доктором медицинских наук Еленой Владиславовной Сергель мы общались лет семь-восемь назад  – тогда речь шла о ее блокадных воспоминаниях. Помню и предвоенные фотографии из ее семейного альбома. Когда началась война, ей было шестнадцать лет. А в конце весны 1943-го, под обстрелами, она закончила 10-й класс.

«Наши выпускники в сентябре 1943 года разделились поровну  – пять человек пошли в Первый Ленинградский медицинский институт имени Павлова, пять  – в Институт железнодорожного транспорта. Мы все еще очень слабы. Есть хочется постоянно, это чувство нас будет сопровождать еще несколько лет. На лекциях в основном спали, хотя читали нам их великолепные старые профессора  – цвет ленинградской интеллигенции»,  – вспоминала Елена Сергель.

Институт она окончила в 1948-м и более полувека лечила людей.

Фотографированием города Елена Владиславовна увлеклась, когда почувствовала, что прежний его облик стал меняться буквально на глазах. И решила запечатлеть его уходящие черты, да и сама получше узнать те места, где бывать доводилось редко.

Начала с родной Выборгской стороны, потом переключилась на другие районы города. Результаты своих походов показывала на небольших выставках в ближайшей к ее дому удельнинской библиотеке на проспекте Энгельса. А нынешним летом Елена Владиславовна передала все свои альбомы на государственное хранение  – в Музей истории школы Карла Мая (это филиал Института-музея семьи Рерихов). Обратилась в него потому, что до войны училась именно в этих стенах, да и жила неподалеку, на 15-й линии.

 – Многие люди фотографируют город, но здесь  – особый случай,  – говорит руководитель музея Никита Благово.  – Эти альбомы  – отражение своего времени. Город меняется очень быстро, и эти снимки отражают определенный временный срез. Так что коллекция, несомненно, уже имеет историческую значимость, а с годами она только вырастет...

«Зачем я вам сообщаю о том, что передала альбомы в музей? Вдруг они кому-нибудь когда-нибудь понадобятся,  – говорилось дальше в письме Елены Владиславовны.  – Кроме того, три года назад сотрудники этого музея уговорили меня попробовать написать воспоминания о своей жизни. С сомнениями в возможности осуществления этого замысла (учитывая мой возраст) я все же взялась, и сейчас у меня есть серия альбомов «Воспоминания Е. В. Сергель», которые я сдаю в этот же музей. Мне 96 лет, и я завершаю и эту серию альбомов. Сейчас работаю над 53-м по счету. Сообщаю все это вам просто для сведения».



#музей #фотография

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 162 (7000) от 01.09.2021 под заголовком «Просто для сведения».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?