Музей «Царскосельская коллекция» получил в дар картины Сергея Романовича

Музею «Царскосельская коллекция», что находится в центре Пушкина, исполнилось тридцать лет. По этому случаю команда Александра Некрасова, создателя и бессменного директора музея, получила в дар и показывает картины и рисунки Сергея Романовича и сделала публике подарок, издав каталог выставки Валентина Левитина.

Музей «Царскосельская коллекция» получил в дар картины Сергея Романовича | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

На небольшом празднике (санитарные ограничения действуют) звучали онлайн-поздравления из разных городов и стран. Вживую зрительница Марина заметила, что этот музей открыл для нее неизвестный Петербург. Василий Гусаров, художник, выразился образно: «Из маленького зерна выросло роскошное дерево».

История музея похожа на сказку. В начале перестройки в здании знаменитой Царскосельской гимназии, которую оканчивали Николай Гумилев и Николай Пунин, Некрасов создал мастерскую, где собирались художники и просто любители искусства, чтобы заниматься живописью. В 1987 году этот кружок переезжает в молодежный культурный центр. «Юрий Парфенович Никифоров, председатель исполкома Пушкинского райсовета, отдал комсомольцам здание, чтобы оно не разрушилось», – вспоминает Некрасов.

Много позже особняк Марии Стеткевич, построенный в 1909 году архитектором Густавом фон Голли, будет объявлен памятником архитектуры модерна. А молодежный культурный центр получил четыре расселенные квартиры. Одну отдали Некрасову. Соседи были вполне в духе времени – ресторан, кафе, мясной магазин, центр приема макулатуры.

Чтобы выжить, художники создали общественную организацию «Галерея» (позднее – «Царскосельская коллекция») и открыли в пушкинском Гостином дворе, по выражению Некрасова, «между обувными отделами», лавку, где продавали свою продукцию.

К началу 1991 года зарабатываются небольшие деньги, позволявшие формировать коллекцию. Открытие постоянно действующей экспозиции произведений Стерлигова, Глебовой, Кострова, Кондратьева и других считается датой основания музея.

По словам Некрасова, он не делил искусство на официальное и андеграунд. Ему важно было показать художников ХХ века – забытых, незамеченных, неохваченных, репрессированных... Тогда в собрании мастерской было около ста произведений.

Следующие пять лет были потрачены на пополнение собрания и постепенное избавление от соседей. В 1996 году, когда музей стал государственным, город Пушкин получил в подарок 800 работ.

Отвечая на вопрос о главном, что удалось сделать в последующие годы, Некрасов называет увеличение фондов до 6,5 тысячи произведений.

В 2001 году была открыта постоянная экспозиция художников «арефьевского круга». Их работы вошли в книги и учебники, но постоянно их можно увидеть только здесь. Особая гордость Некрасова _ фреска по сухой штукатурке «Лучники» Шломо Шварца, которую директор собственноручно вырезал из бывшей комнаты поэта Роальда Мандельштама в ленинградской коммуналке.

К 300-летию Царского Села, которое отмечалось в 2010 году, был сделан полный ремонт здания, причем музей ни на день не закрывался. Больше десяти лет существует фестиваль «Царскосельский вернисаж», проводимый совместно с несколькими десятками социальных учреждений. В 2020 году картины пришлось выставлять на открытом воздухе, но праздник для людей с ограниченными возможностями состоялся.

Некрасов гордится тем, что сотрудников музея приглашают на научные конференции. В прошлом году, несмотря на пандемию, они ездили в Саратов и Хвалынск, выступали на семинарах, посвященных Борисову-Мусатову и Петрову-Водкину.

Музей обрел преданных друзей. Наталья Романович, дочь художника Сергея Романовича (1894 – 1968), передала «Царскосельской коллекции» 39 произведений отца, хотя вся его жизнь связана с Москвой. Художник пока малоизвестен публике. В юности он дружил с Михаилом Ларионовым, потом был активным участником религиозно-философского общества «Маковец». Верность евангельским сюжетам обрекла Романовича рисовать «в стол», зарабатывая эскизами росписей для больниц и кинотеатров.

Елена Пахомова, дочь известного ленинградского художника Алексея Пахомова, привезла на праздник свой подарок – 40 ранних рисунков и акварелей отца, созданных на малой родине в деревне Варламово.

Традиция музея – показ новых поступлений и издание каталога. По случаю выхода из печати альбома-каталога выставки Левитина, 90-летнего старейшины неофициального искусства Ленинграда, на бис открылась небольшая выставка его графических пейзажей и картин на религиозные сюжеты.

Мостик.jpg

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Представление книги состоялось в Каминном зале музея. Как шутили в праздничный день сотрудники музея, «принимаем в качестве подарка березовые поленья». А если серьезно, то Некрасов заметил, что «нас интересует живописно-пластическая культура и ее сохранение, а не актуальное, политическое, иллюзорное».

#музей #Царское Село #юбилей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 24 (6862) от 11.02.2021 под заголовком «Живопись без иллюзий».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?