Музей истории Петербурга открыл выставку «Окна Победы»

Музей истории Петербурга завершает год 75-летия разгрома фашизма выставкой «Окна Победы», которая открылась в Петропавловской крепости. На ней показаны 50 агитационных плакатов военного времени (многие – впервые), созданных лучшими художниками и поэтами той поры.

Музей истории Петербурга открыл выставку «Окна Победы» | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Как рассказала «Санкт-Петербургским ведомостям» хранитель фонда советской живописи и графики Вера Ловягина, в собрании музея находятся более 500 плакатов, выпущенных в 1942 – 1945 годах. Над ними трудилась мастерская во главе с художниками Николаем Денисовским и Павлом Соколовым-Скаля, тексты сочиняли Демьян Бедный, Василий Лебедев-Кумач и другие известные поэты.

Главная идея сатирических плакатов – показать нацистов в виде жестоких диких зверей, которых надо безжалостно уничтожать. Важными были обращения к согражданам, трудившимся в тылу. Например, вносить добровольные пожертвования в Фонд обороны. Плакат художника Михаила Соловьева и поэта Алексея Машистова «Граждане, берегите жилищный фонд: Делайте вовремя нужный ремонт» был отпечатан в 1943 году, но и сейчас звучит актуально.

Как изготовлялись плакаты? Художники создавали эскиз в натуральную величину (примерно 2 х 1 метр), затем его разрезали на части, с каждой делали трафареты для печати. Количество красок и, соответственно, трафаретов доходило до 32. Затем фрагменты наклеивались на бумажную основу, и художники вручную доводили тираж, который мог достигать 1,5 тысячи экземпляров.

Ловягина показывает плакат Петра Шухмина и Сергея Михалкова «Наша армия сильна!», который состоит из 11 многоцветных фрагментов. Историки предполагают, что в центре изображен генерал Константин Рокоссовский.

«Окна ТАСС», представленные на выставке, отреставрированы в мастерской, руководимой Ольгой Петровой. Всего по специально разработанной методике буквально спасено 126 плакатов. Они дублированы с ветхой оберточной бумаги на ткань.

Выставку военного времени дополняют плакаты, которые выпускались в разные годы советскими издательствами к Дню Победы. Мирный плакат Виктора Корецкого «Я другой такой страны не знаю...» изображает семью бойца с букетом цветов. Через два года Вера Ливанова нарисовала плакат с лавровыми ветками «9 мая. Всенародный праздник Победы». К 20-летию Победы был издан строгий выразительный плакат Геннадия Шуршина «Во имя жизни. 1945» – силуэт бойца в пламени войны. В 1970-е было много пафосных изданий, только в 1987-м вышел плакат «Этот день мы приближали, как могли» Александра Лозенко с портретом рядового на фоне освобожденного Рейхстага.

#выставка #война #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 221 (6819) от 03.12.2020 под заголовком «Приближавшим этот день».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?