Музей искусства Санкт-Петербурга XX – XXI веков получил в дар более трех тысяч произведений искусства
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX – XXI веков (МИСП) состоялась церемония передачи в дар коллекции, принадлежащей товариществу «Свободная культура», которое управляет арт-центром «Пушкинская, 10». Это собрание состоит из более чем трех тысяч произведений (живопись, графика, скульптура, объекты, фотография). Они были созданы начиная с середины 1950‑х до наших дней неофициальными художниками в СССР, а также современными российскими авторами. Почему дар оказался в МИСП и что с ним будет дальше, «Санкт-Петербургским ведомостям» рассказала Марина ДЖИГАРХАНЯН, директор музея.

Людмила Минина. «Портрет художника Богомолова». 2001./РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА
— Как появилась такая большая коллекция?
— В начале 1980‑х годов художники Сергей Ковальский, Евгений Орлов и их единомышленники стали собирать неофициальное искусство. В начале 1990‑х вместе с художником Юлием Рыбаковым они создали на Пушкинской, 10, товарищество «Свободная культура». Появилась общая коллекция, которая начала пополняться работами тех, кто занимал мастерские в тогда еще не отремонтированном здании.
После завершения ремонта в коллекцию стали поступать также произведения художников, которые выставлялись в арт-центре «Пушкинская-10». Правда, с тех пор прошло почти 25 лет, уже нет с нами Ковальского, общественной организации трудно заботиться о столь крупном собрании.
— Но в составе арт-центра «Пушкинская-10» находится Музей нонконформистского искусства, который хранил коллекцию товарищества.
— Спасибо большое, что сотрудники этого музея берегли произведения в сложных условиях нехватки помещений, к тому же мало приспособленных. Слово «музей» в названии было использовано для того, чтобы показать: там находится большая коллекция работ некогда запретных художников. Но со временем стало понятно, что общественная организация не в состоянии обеспечить хранение и изучение этой коллекции на современном уровне. Несколько лет назад «Свободная культура» начала переговоры с музеями о дарении.
— Почему товарищество выбрало МИСП?
— Насколько я знаю, другие музеи соглашались принять только некоторую часть коллекции, предварительно отобрав работы по своему усмотрению. МИСП выразил готовность взять всю коллекцию целиком. Для нас важна история искусства во всей ее полноте.
— Что в этой коллекции самое интересное?
— Научная обработка еще впереди. Только постановка на учет и занесение в государственный каталог трех тысяч произведений займут несколько лет. Для нас важно пополнить свое собрание работами Владимира Духовлинова, Юрия Жарких, Рихарда Васми, Юрия Нашивочникова, Геннадия Устюгова, Анатолия Басина…
Кстати, четыре картины из этого собрания только что были показаны на выставке «Портрет художника» в нашем музее.
— Каких‑то имен в собрании МИСП нет совсем?
— Причем известных: Леонид Борисов, Николай Зверев, Андрей Геннадиев, Юрий Дышленко, Александр Кожин, Леонид Тишков… Теперь они будут. Также впервые у нас появятся работы Андрея Чежина и других фотографов.
— Условия дарения предусматривают проведение выставки?
— Она запланирована на 2024 год в ЦВЗ «Манеж». Дарители уже отобрали для показа около 200 произведений. Над дизайном выставки будет работать Сергей Падалко, известный петербургский архитектор.
— Что, на ваш взгляд, станет с Музеем нонконформистского искусства?
— Будет работать, как и работал. Готовить выставки, искать художников и интересные кураторские идеи.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 48 (7377) от 20.03.2023 под заголовком «От свободной культуры и чистого сердца».
Материалы рубрики
Вас приглашают. Куда сходить в Петербурге с 28 мая
Вернисаж: выставки в Петербурге с 27 мая
«Музей друзей» представили в Новгороде
Вернисаж: выставки в Петербурге с 20 мая
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии