Музей искусства Санкт-Петербурга XX – XXI веков открывает три выставки в апреле

Музей искусства Санкт-Петербурга XX – XXI веков продолжает серию показов, посвященных 30-летию своей коллекции. Три апрельские выставки – «Григорий Гринберг. Сквозь времена», «Длиной сто лет. Династия Прошкиных» и «Слепой дождь. Михаил Семенов».

Музей искусства Санкт-Петербурга XX – XXI веков открывает три выставки в апреле | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

При всей разности творческих путей и биографий представленных художников объединяет интерес к ленинградскому-петербургскому пейзажу.

Имя Григория Гринберга (1901 – 1987) известно только специалистам по ленинградской архитектуре. Он автор проектов десятков зданий в разных городах, созданных за полвека творческой активности. Самые известные – комплекс Военной электротехнической академии им. С. М. Буденного на Тихорецком проспекте, а также здание школы ПВО на улице Мира. Оба проекта относятся к первой половине 1930-х годов. После войны Гринберг руководил реставрационными работами в Михайловском дворце, пострадавшем во время вражеской блокады. Историки искусства слышали о нем как о младшем брате Владимира Гринберга, известного мастера ленинградской пейзажной школы, о брате, который хорошо рисовал, но потом полностью переключился на архитектуру...

Выставка в МИСП впервые представляет публике художественное наследие Григория Гринберга. В ранних портретах и автопортретах сангиной начала 1920-х годов заметно влияние Александра Яковлева – художника, представителя русского неоклассицизма, у которого учился Владимир Гринберг. На лучшем из них каллиграфическим почерком автора выведено «Mdle Soroka» и ниже «f d 1923». Подпись расшифровывается несложно – «fecit Grinberg», или с латинского «сделал Гринберг». Имя загадочной мадемузель Сороки пока установить не удалось. Искусствоведы предполагают, что это знакомая Гринберга по театральной студии в Ростове. Через много лет архитектор вспоминал, что в 1919 году принял участие в постановке блоковской «Незнакомки» в роли Рыжего. Его творческая задача состояла в том, чтобы в первом и третьем актах произнести три слова: «Пей да помалкивай».

Архитектурная деятельность Гринберга намечена пунктирно, она требует отдельного проекта. Отчасти его заменяют каталог выставки и только что вышедшая монография «Григорий Гринберг. Архитектор и художник», изданная стараниями дочерей Евгении и Марии. Завершают выставку пейзаж «Буксиры в Финском заливе», где два судна «обмениваются» дымами, и небанальный натюрморт «Иваново» с буханкой белого хлеба, чайником и графином.

Михаила Семенова (1944 – 1988), рано ушедшего ленинградского художника, можно назвать представителем «левого ЛОСХа». Хотя, как вспоминает Владимир Загоров, коллега и друг Семенова, в советское время они не пользовались этим термином. Его позже придумали искусствоведы, чтобы всех «разложить по полочкам». Уроженец Херсона, Семенов провел большую часть жизни в Ленинграде. Южанин был очарован этим городом. В пейзаже «Слепой дождь» он играет яркими желтым, синим и зеленым тонами. Буксир, по Семенову, оранжевый, в Кронверкский пролив заходит белый парусник, барки сияют всеми цветами радуги. МИСП показывает персоналию Семенова впервые после долгого перерыва.

В отличие от Гринберга и Семенова династия художников – Виктория Белаковская (1901 – 1965), Виктор Прошкин (1906 – 1983) и их сын Владимир – на виду у любителей живописи. Родители – ученики Кузьмы Петрова-Водкина. Сын – ученик своего отца, следовательно, «внук» знаменитого мастера. Привлекает внимание «Автопортрет» Белаковской 1928 года, С Прошкиным-старшим сложнее: у него нет здесь главной работы. Среди пейзажей интересна работа «В порту» (1934), где показано строительство Ленинградского порта...

Естественно, в центре внимания на вернисаже был Владимир Прошкин, которому летом исполнится 90. Находясь среди трогательных пейзажей – «Рыбачья деревня», «Петербургская весна», «Карповка», «В лахтинских дюнах» и другие, художник тихо заметил: «Тщательно и душевно стараюсь делать свою работу. Чаще выходить на природу, будь то поздний вечер или раннее утро».

#выставка #искусство #музеи Петербурга

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 63 (6901) от 12.04.2021 под заголовком «Тщательно и душевно».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?