Музей Академии художеств представил программу «Рафаэль. Версии. В темноте»

Научно-исследовательский музей Академии художеств представил программу – «Рафаэль. Версии. В темноте». Это экскурсия, которую ее участники проживают с закрытыми глазами.

Музей Академии художеств представил программу «Рафаэль. Версии. В темноте» | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

На выставке представлены копии работ итальянского мастера – их делали лучшие выпускники академии, изучавшие таким образом его гений и совершенствовавшие свой собственный. Среди авторов – Антон Лосенко, Федор Бруни, Карл Брюллов... но эта история имеет к ним опосредованное отношение. Она не про индивидуальности – про попытку проникнуть в чужой мир. Ибо копия не подразумевает самовыражения, только погружение в художественное пространство оригинала.

В этом смысле экскурсия с закрытыми глазами очень созвучна выставке. Она не знакомит с творчеством Рафаэля Санти. Она дает возможность ощутить, насколько окружающая нас среда богаче того, что мы привыкли о ней думать. Когда мы на время отказываемся от зрения, одного из главных каналов восприятия, остальные чувства обостряются. Становится очевидно, что человек воспринимает пространство не только визуально, но и на слух. То, как звук отражается от стен, может многое рассказать о помещении, в котором вы находитесь. Если же подключить еще и тактильные ощущения – резная спинка скамьи под пальцами, податливая гладкость клавиш рояля, – все это обогатит мир новыми нюансами.

Экскурсию с закрытыми глазами в Музее Академии художеств проводит профессиональный незрячий гид Евгения Малышко (среди ее проектов – сенсорная «Прогулка в темноте», экскурсии по Третьяковской галерее). Цель этих программ Евгения формулирует так: «Вы пришли посмотреть не на то, как живут слепые, а на то, что происходит у вас внутри».

Экскурсия начинается со знакомства с парадными залами Академии художеств. Конференц-зал – круглый, наполненный светом и воздухом, с высоким куполом и живописным плафоном... Всего этого посетители не видят, зато слышат, как летят вверх звуки рояля, ощущают под пальцами пульс дождевых капель за оконным стеклом. Дальше – Тициановский зал, прямоугольный, вытянутый. Голоса и шаги звучат здесь иначе.

Кроме того, музей подготовил специальные объекты – тактильные копии картин Рафаэля. В том числе «Сикстинской мадонны». Она выполнена на 3D-принтере, намного меньше оригинала и на ней отражены не все подробности (например, отсутствуют облака и часть пухлощеких путти). Это, скорее, интерпретация, версия и в то же время возможность вступить в диалог со своими воспоминаниями о шедевре.

Огромное впечатление производит тактильное знакомство с гипсовой копией скульптуры «Мертвый мальчик на дельфине» (ее оригинал хранится в Эрмитаже и приписывается Лоренцо Лоренцетти, который предположительно работал по рисунку Рафаэля в его мастерской). Чешуя дельфина и его зубы (надо полагать, автор не был знаком с этим существом близко) озадачивают. Сморщенные от долгого пребывания в воде пятки ребенка трогают больше, чем трагичный сюжет. И вот тут гид возвращает участников экскурсии к разговору о копиях. Они нужны художникам, чтобы учиться. Они нужны зрителям, которым через них дается возможность не просто получить информацию о произведении искусства, но и почувствовать разницу между «живым» оригиналом и его вдумчивым повторением. Дополнительный бонус – редкий шанс прикоснуться к неприкасаемому (в буквальном смысле).

Человек – существо сложносочиненное. В большинстве случаев мы используем лишь часть своих возможностей при восприятии мира в целом и произведений искусства в частности. Прогулка в темноте – шанс расширить свой спектр ощущений, свое представление о себе и пространстве вокруг. В том числе о художественном пространстве. Убедиться в этом можно, продолжив знакомство с выставкой уже без маски, закрывающей глаза, это тоже входит в программу.

#выставка #культура #экспозиция

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 76 (6914) от 29.04.2021 под заголовком «Прогулка в темноте».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?