Музей Академии художеств представил программу «Рафаэль. Версии. В темноте»

Научно-исследовательский музей Академии художеств представил программу – «Рафаэль. Версии. В темноте». Это экскурсия, которую ее участники проживают с закрытыми глазами.

Музей Академии художеств представил программу «Рафаэль. Версии. В темноте» | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

На выставке представлены копии работ итальянского мастера – их делали лучшие выпускники академии, изучавшие таким образом его гений и совершенствовавшие свой собственный. Среди авторов – Антон Лосенко, Федор Бруни, Карл Брюллов... но эта история имеет к ним опосредованное отношение. Она не про индивидуальности – про попытку проникнуть в чужой мир. Ибо копия не подразумевает самовыражения, только погружение в художественное пространство оригинала.

В этом смысле экскурсия с закрытыми глазами очень созвучна выставке. Она не знакомит с творчеством Рафаэля Санти. Она дает возможность ощутить, насколько окружающая нас среда богаче того, что мы привыкли о ней думать. Когда мы на время отказываемся от зрения, одного из главных каналов восприятия, остальные чувства обостряются. Становится очевидно, что человек воспринимает пространство не только визуально, но и на слух. То, как звук отражается от стен, может многое рассказать о помещении, в котором вы находитесь. Если же подключить еще и тактильные ощущения – резная спинка скамьи под пальцами, податливая гладкость клавиш рояля, – все это обогатит мир новыми нюансами.

Экскурсию с закрытыми глазами в Музее Академии художеств проводит профессиональный незрячий гид Евгения Малышко (среди ее проектов – сенсорная «Прогулка в темноте», экскурсии по Третьяковской галерее). Цель этих программ Евгения формулирует так: «Вы пришли посмотреть не на то, как живут слепые, а на то, что происходит у вас внутри».

Экскурсия начинается со знакомства с парадными залами Академии художеств. Конференц-зал – круглый, наполненный светом и воздухом, с высоким куполом и живописным плафоном... Всего этого посетители не видят, зато слышат, как летят вверх звуки рояля, ощущают под пальцами пульс дождевых капель за оконным стеклом. Дальше – Тициановский зал, прямоугольный, вытянутый. Голоса и шаги звучат здесь иначе.

Кроме того, музей подготовил специальные объекты – тактильные копии картин Рафаэля. В том числе «Сикстинской мадонны». Она выполнена на 3D-принтере, намного меньше оригинала и на ней отражены не все подробности (например, отсутствуют облака и часть пухлощеких путти). Это, скорее, интерпретация, версия и в то же время возможность вступить в диалог со своими воспоминаниями о шедевре.

Огромное впечатление производит тактильное знакомство с гипсовой копией скульптуры «Мертвый мальчик на дельфине» (ее оригинал хранится в Эрмитаже и приписывается Лоренцо Лоренцетти, который предположительно работал по рисунку Рафаэля в его мастерской). Чешуя дельфина и его зубы (надо полагать, автор не был знаком с этим существом близко) озадачивают. Сморщенные от долгого пребывания в воде пятки ребенка трогают больше, чем трагичный сюжет. И вот тут гид возвращает участников экскурсии к разговору о копиях. Они нужны художникам, чтобы учиться. Они нужны зрителям, которым через них дается возможность не просто получить информацию о произведении искусства, но и почувствовать разницу между «живым» оригиналом и его вдумчивым повторением. Дополнительный бонус – редкий шанс прикоснуться к неприкасаемому (в буквальном смысле).

Человек – существо сложносочиненное. В большинстве случаев мы используем лишь часть своих возможностей при восприятии мира в целом и произведений искусства в частности. Прогулка в темноте – шанс расширить свой спектр ощущений, свое представление о себе и пространстве вокруг. В том числе о художественном пространстве. Убедиться в этом можно, продолжив знакомство с выставкой уже без маски, закрывающей глаза, это тоже входит в программу.

#выставка #культура #экспозиция

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 76 (6914) от 29.04.2021 под заголовком «Прогулка в темноте».


Комментарии