Мраморные античные пеплохранильницы вернулись в ГМЗ «Павловск»
В музей-заповедник «Павловск» после реставрации вернулись шесть мраморных античных пеплохранильниц.
ФОТО предоставлено пресс-службой ГМЗ «Павловск»
Они из собрания, приобретенного Екатериной II у англичанина Лайда Брауна. Он был директором Английского банка, членом Общества дилетантов — английского аристократического клуба, созданного ценителями антиков. Браун собирал свою коллекцию двадцать лет. В начале 1780‑х годов решил продать ее русской императрице.
В Россию коллекция доставлялась двумя партиями. Во второй было около шестидесяти пеплохранильниц. Большая часть после смерти Екатерины оказалась в Павловске.
Первоначально саркофаги стояли под открытым небом перед «Памятником Родителям» — павильоном, сооруженным Чарльзом Камероном в честь умерших родственников Марии Федоровны. Позже в павильоне «Вольер» для них был отведен специальный зал, получивший название «Мавзолей». Там античные памятники находились до 1870‑х годов, когда в Павловске был создан Музей древностей, частью которого стала Комната саркофагов, где и экспонировались пеплохранильницы.
Античная коллекция Павловска — одно из лучших собраний в стране. Половину составляют мраморные пеплохранильницы. Сегодня они занимают большую часть хранилища фонда скульптуры. В планах музея воссоздание Комнаты саркофагов, для этого памятники постепенно приводят в порядок.
Пеплохранильницы датируются I – II веками н. э. В XVIII веке было принято такие памятники реставрировать, восполняя утраты мрамором, закрепленным металлическими штырями. В 1871 году, к открытию Музея древностей, памятники прошли еще одну реставрацию. Тогда утраченные фрагменты восполнялись в гипсе. Пребывание пеплохранильниц в Павловске на открытом воздухе вызвало коррозию металла, как следствие — разрушение мрамора. Со временем стали отпадать и гипсовые вставки.
Завершена реставрация шести саркофагов. Старые вставки, как и металлические штыри, демонтировали. Современные материалы позволяют большую часть выполненных из гипса фрагментов установить на клеевой основе. Там, где штыри были необходимы, их заменили материалами, не вызывающими коррозии.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 36 (7365) от 01.03.2023 под заголовком «Комната саркофагов».
Материалы рубрики
ГМЗ «Петергоф» отметил двадцатилетие Особой кладовой
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии