Молодо - зелено: пять талантливых авторов до 35 лет

Сменяемость поколений происходит в литературе так же быстро и регулярно, как в жизни, но, кажется, лишь недавно в отечественной словесности совокупный голос молодых писателей (а также издателей, критиков и других участников литературного процесса) зазвучал особенно громко. Помимо очевидного таланта их отличают смелость, неравнодушие и вовлеченность в процесс, желание вступать в диалог с читателем, а не поучать его. Молодых авторов много, и каждый из них заслуживает внимания - в том числе пятеро, речь о которых пойдет ниже.

Молодо - зелено: пять талантливых авторов до 35 лет | ФОТО pixabay.com

ФОТО pixabay.com

Евгения Некрасова

Произведения Евгении Некрасовой во многом вырастают на социальной почве. Писательница стала известна прежде всего с повестью «Калечина-малечина» (и продолжает работать с актуальными темами в сборнике «Сестромам»), в которой поднимается проблема несчастливой семьи, какую, пожалуй, встретишь за многими российскими дверями. Больше всего страдает ребенок, девочка Катя, которую помимо прочего еще и травят одноклассники и обижают учителя. В идеальном мире на помощь слабым приходят сильные, но наш мир далеко не идеален, поэтому волшебным помощником Кати становится кикимора - нечистая сила, по некоторым поверьям, происходящая от душ умерших не своей смертью детей. Такая, не ровен час, погубит не только плохих, но и тех, кто еще не успел соприкоснуться ни с добром, ни со злом, как, например, ребенок в животе матери. Мы все знаем, что зло порождает зло, но очень часто упускаем, как просто и в то же время активно функционирует этот механизм в повседневной жизни. Повесть Евгении Некрасовой - метафора этого процесса, его литературная иллюстрация, подчас доведенная до крайности и от того еще более наглядная.

Артем Серебряков

Первый сборник Артема Серебрякова вышел под названием «Чужой язык» - и в этом названии заключена как формальная, так и сюжетная сторона книги. С редко присущей начинающим писателям скромностью автор уже в первом эссе признается, что он всего лишь ученик, а затем в каждом следующем тексте осваивает новую стилистическую манеру. Так делали великие художники прошлого - например, приезжали в Италию копировать полотна мастеров, чтобы в первую очередь приобрести навыки технические, которые помогли бы им начать работать в своей уникальной манере. Несколько рассказов Серебрякова написаны на стыке поэзии и прозы, во всех есть налет магического реализма. Его герои как будто живут в некотором потустороннем и, надо сказать, очень неуютном мире. Помимо учеников в процессе непрерывного познания находятся дети, и именно они - центральные персонажи многих произведений Серебрякова. Это дети, пришедшие в XXI век из прозы Достоевского и принесшие с собой как ее ужасы, так и заключенную в ней надежду.

Азамат Габуев

Интересно, удаются ли Азамату Габуеву перевоплощения в жизни столь же хорошо, как и в литературе? Его книга - о молодых людях, живущих во Владикавказе, откуда родом и сам писатель. В «Холодном дне на солнце» рассказаны четыре истории, и каждая написана от лица ее центрального персонажа, с сопутствующей попыткой передать его мысли и чувства. Шутка, очевидно, удалась: если дать кому-то заглавную повесть без указания автора, почти со стопроцентной вероятностью читатель скажет, что перед ним текст, написанный девушкой. Все персонажи Габуева прямо или косвенно связаны, но лишь история Зарины выгодно отличается и содержательно, и стилистически, ведь она явно становится резонером, выразителем авторских мыслей. Другое дело, что перед нами не пьеса классического образца и резонер здесь - активный деятель, да и суждения его напрочь лишены нравоучения и осуждения. В отличие от, кстати, трех остальных героев книги, как раз гораздо более близких к тому, что определялось в классицизме словом «амплуа». Нарочитая утрированность, даже карикатурность изображаемого высвечивают противостояние традиционного мира миру новому, и традиции подчас оказываются столь сомнительными, что очень хочется сбросить их с парохода современности.

Анаит Григорян

Если у Серебрякова в заглавном тексте фигурирует деревня полумистическая, то в книге Анаит Григорян «Поселок на реке Оредеж» действие разворачивается в месте (относительно) реальном - в нескольких часах езды от Петербурга. Главные героини - сестры-подростки, старшие из семерых детей в семье, отец которых пьет и бьет остальных. Сказать, что в книге ничего особенного не происходит, не будет преувеличением. Перед нами не роман приключений, но бытописание, история жизни одного поселка и нескольких его обитателей, представленная как дурная бесконечность. Одна из сестер мечтает вырасти и уехать в город. Вторая (как и читатель) понимает обреченность этой затеи, но не может и сама удержаться от того, чтобы помечать - в какой-то момент у нее завязываются отношения с парнем, работающим на железнодорожной станции. Поезд, на который никто из них никогда не сядет, становится символом свободы. Но на самом деле вырваться из мира, в котором они живут, невозможно, это почти сказочное пространство, где верят, что математика никому не нужна, а в реке водятся русалки. Этакая идиллия, вывернутая наизнанку. Все описанное происходит в девяностые, но можем ли мы быть уверены, что, если сейчас отъедем на порядочное расстояние от больших городов, не найдем там ровно такую же как будто навечно застывшую картину?

Булат Ханов

Главный герой одного романа Булата Ханова «Гнев» - профессор Казанского университета, другого - «Непостоянные величины» - учитель (отчасти списанный с самого автора), и эта возможность заглянуть за кулисы нашей образовательной системы любопытна уже сама по себе. В относительно небольшом по объему «Гневе» совмещается много слоев - здесь и попытка изобразить героя поколения, и работа с поэтической традицией Серебряного века (литературу именно этого периода преподает центральный персонаж), и выстраивание некоторой собственной философии. Глебу Вертинскому тридцать два года, и его раздражает практически все вокруг - Ханов выводит отнюдь не приятный портрет представителя интеллигенции, класса, к которому мы привыкли относиться с некоторым пиететом. Но самое интересное, что делает молодой писатель, - это, пожалуй, сопряжение старого и нового, как на уровне идей, так и на уровне стиля: главный герой одновременно и сологубовский Передонов (из романа Федора Сологуба «Мелкий бес». - Прим. ред.), и современный человек, работать которому мешает наукометрия, а жить - «Инстаграм». Сопряжение это не всегда равно удачно удается автору, но следить за ним однозначно интересно.

#литература #молодежь #авторы

Комментарии