Мир не забыл о романтике. Самые известные поцелуи в истории искусства

В 60 странах мира, включая Россию, отметили День поцелуев – романтический праздник, который утвердила ООН двадцать лет назад. По известным причинам в этом году он прошел совсем не так весело, как обычно, – маски и дистанцию отменять пока рано. Что уж говорить про объятия и поцелуи. В этих обстоятельствах можно было безопасно вспомнить о них, запечатленных мировой живописью...

Мир не забыл о романтике. Самые известные поцелуи в истории искусства | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Вечно золотая любовь

Пожалуй, самый знаменитый поцелуй в истории искусства принадлежит австрийскому художнику эпохи модерна Густаву Климту. Его картина «Поцелуй» (на снимке), которая хранится в галерее Бельведер в Вене, растащена на сувениры. У меня, к примеру, есть пудреница с картиной Климта - привез из Вены коллега. Он видел картину живьем, и, по его словам, даже самые высококачественные репродукции передают лишь ее отблеск, тень. Полотно излучает золотое сияние - словно солнце.

Картина написана между 1907 и 1908 годами, когда Климт экспериментировал с золотым цветом и даже использовал сусальное золото.

В «Поцелуе» мужчина и женщина слились так тесно, что кажутся единым целым. Некоторые исследователи полагают, что художник изобразил себя и свою возлюбленную Эмилию Флеге. Эта красивая женщина была музой художника. И отчасти - его соавтором. Ведь Эмилия была модельером, для своего времени - новатором, создавала свободные платья с широкими рукавами, которые носили без корсета. В XXI веке ее платья ожили в коллекции модного дома Valentino...

Галантная сцена

Эрмитажное полотно французского живописца эпохи рококо Жана Оноре Фрагонара «Поцелуй украдкой», или «Тайная страсть», - одна из самых знаменитых картин художника. На ней запечатлена «галантная сцена» - юноша похищает у юной девушки поцелуй, а та и рада, но боится, как бы их не застали врасплох дамы, которых мы видим через приоткрытую дверь. Она написана в конце 1780-х - прямо в канун Великой французской буржуазной революции, положившей конец галантному XVIII столетию, «веку суетных маркиз», пудреным парикам, советам есть пирожные, если нет хлеба...

Полотно поступило в Эрмитаж в 1895 году из собрания последнего польского короля Станислава Понятовского. По легенде, картина напоминала королю о тайном романе с великой княгиней Екатериной Алексеевной, будущей императрицей Екатериной Второй.

Маркизы и радуги

Константина Сомова - декадента, денди, члена знаменитого художественного объединения «Мир искусства» - нередко называют «певцом радуги, маркиз и поцелуев». В последние пять лет в Петербурге прошли две выставки Сомова, приуроченные к 150-летию со дня рождения художника - в KGallery (2017) и Русском музее (2019).

Темная влажная зелень, переливающиеся радуги, дрожащие в сыром после дождя воздухе, и много любви - его картины наполнены радостью жизни, но с привкусом печали, даже тревоги. Ведь в России собиралась гроза - революция, ураган которой сметет всю прежнюю жизнь. По этой причине Сомов, как и многие его товарищи по «Миру искусства», искали успокоение, обращаясь в своем творчестве к прекрасному прошлому - XVIII веку.

«Осмеянный поцелуй» (Русский музей, 1908) - сюжет тоже оттуда. Спрятавшись за боскетом, в саду, влюбленные целуются. И не замечают, что за ними подсматривают.

Что за тканью?

Когда началась пандемия, многие вспоминали о знаменитой картине бельгийского художника-сюрреалиста Рене Магритта «Любовники» (1928, MOMA, Нью-Йорк). В Сети мелькали репродукции загадочного и мрачного полотна - люди, чьи головы окутаны тканью так, что лица полностью закрыты, слились в поцелуе. Трактовок картины много. Чаще всего исследователи выводят сюжет из детской травмы, которую художник не мог изжить всю жизнь. Его мать покончила с собой, бросившись в реку. Когда ее достали, голова была плотно закутана подолом ночной рубашки. И, конечно, самая расхожая трактовка - «Любовь слепа». У каждого могут быть собственные варианты ответа на вопрос, что хотел сказать художник.

По-братски

«Господи, помоги мне выжить среди этой смертной любви!» Эти слова написаны рядом со знаменитым граффити на Берлинской стене, которая много лет разделяла город на две части - два мира. И пала 9 ноября 1989 года. Русский художник Дмитрий Врубель, много лет живший в Германии, изобразил генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева, который крепко целует в губы руководителя ГДР Эрика Хонеккера. Как не раз говорил сам художник, это картина про любовь. Именно так, без иронии. У любви много ипостасей - страстная, божественная, материнская, жертвенная, «влюбленная дружба». Существует и братская любовь. И люди, даже те, кто никогда не слышал про Хонеккера и Брежнева, идут фотографироваться на фоне этого странного поцелуя - старческого, но такого крепкого!

Победный ветер, ясный день

В завершение - о знаменитом поцелуе, запечатленном в фотографии. Герои этого снимка, вошедшего в историю двадцатого века, уже умерли. Эдит Шейн умерла в 2016 году. Гленн Макдаффи - в 2019-м. Мы бы сейчас вряд ли вспоминали их, если бы 14 августа 1945 года они не попали в объектив Альфреда Эйзенштадта. Молодой матрос и юная медсестра слились в поцелуе на Таймс-сквер в день, когда в Нью-Йорке праздновали победу над Японией. Фотокорреспондент журнала Life Альфред Эйзенштадт назвал этот снимок в шутку «Безоговорочная капитуляция». В нем - атмосфера всеобщего ликования и торжество жизни, которая ведь всегда побеждает.

#романтика #живопись #любовь

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 116(6714) от 08.07.2020 под заголовком «Мир не забыл о поцелуях».


Комментарии