Михаил Пиотровский. Пробудившись от страшного сна

Михаил Пиотровский. Пробудившись от страшного сна |

Недавно мы переживали, видя на телеэкране горящий Нотр-Дам. Сейчас все немного улеглось, ясно, что собор отстояли. Сгорело то, что было достроено в XIX веке, достроено плохо. Французская реставрация того времени известна субъективным, основанным на интерпретациях, опытом. Приходилось и в арабских странах встречать реставрацию, сделанную французами, включая Пальмиру.

Страшна сама ситуация пожара. Что может быть более незыблемым, чем храм в центре Парижа в благополучной Европе в мирное время? И вдруг он горит, горит страшно, как-то назидательно. Пожарные много часов не могут справиться с огнем. Притом что есть замечательные вертолеты, в которых открывшийся люк вышвыривает тонны воды. Но, оказывается, лить воду на горящий собор нельзя. Она снесет здание.

Мы привыкли, что, с одной стороны, о памятниках культуры много говорят, с другой, мало кому до них есть дело. Вокруг собора стояли толпы людей, смотрели, как он горит. Когда стало ясно, что огонь не остановить, стали бить в колокола и молиться. Средневековый выход из положения.

Мы с ужасом вспоминаем пожар в Троицком соборе. По книгам знаем, как горел Зимний дворец.

Мир очень хрупкий. Все привыкли легко говорить о разрушениях, о войне: кнопку нажал, выстрелил, убил... Вдруг в центре Франции за несколько часов чуть не исчез храм, который строился много лет.

Мы себя за прошлое клянем, но Французская революция творила не менее страшные вещи. Нотр-Дам, как и другие церкви, был захвачен толпой, загажен. Позже его собирались снести, чтобы на этом месте построить что-то новое. Барон Осман половину классического Парижа снес. Виктор Гюго написал «Отверженных», чтобы спасти Нотр-Дам.

Затем была реставрация XIX века Виолле-ле-Дюка, который по своему усмотрению достроил Нотр-Дам до завершенного состояния. Во время пожара кто-то, глядя в камеру, сказал: хорошо, что это сгорело.

Еще будут разговоры, что делать дальше. Есть международная Венецианская хартия по реставрации и консервации памятников, по ней нельзя исчезнувшее воссоздавать. Можно собирать конференции, обсуждать... Решение должны принимать французы. Как было у нас с Царским Селом и Петергофом. Слишком большая рана, чтобы выдерживать Венецианскую хартию.

Нотр-Дам - достояние общее, принадлежит человечеству. Для нас это музей. Пожар - страшный сон музейщиков — произошел наяву. Пожар, символизирующий мир в огне.

Вопросы культурной жизни, которые выходят за ее пределы, становятся более важными и заметными.

В этой связи хочу поговорить о Венецианской биеннале, где мы собираемся сделать то, что выходит за пределы обычного.

Эрмитажу предложили создать выставку в российском павильоне. Мы согласились с условием, что поступим по-своему. Кураторы музею не нужны. На нашем языке это слово ассоциируется с наблюдающим от райкома или КГБ, который приставлен к организациям так же, как и комиссар.

В данном случае музей - автор, он способен сам создать экспозицию. В музее люди, архитектура, шедевры - все вместе составляет организм, который работает, делает то, что по отдельности никому не под силу.

Для биеннале Эрмитаж собрал несколько десятков человек, попросил что-то придумать.

У такого глобального музея, как Эрмитаж, три особенности. Первая - музей это храм. Зимний дворец со статуями богов на крыше - храм искусств. Атланты - античный храм. Все сливается.

Другая часть музея - величайшие достижения духа. Сегодня для Эрмитажа это «Блудный сын» Рембрандта - потрясающий пример милости и милосердия. Притча, полная противоречий. В ней много сложных сюжетов, которые надо переосмысливать. Значение картины вышло за пределы чисто художественные.

С помощью инсталляций художник дает людям возможность через зеркала коснуться картины. При этом он показывает Эрмитаж как приют отшельника, место уединения. Вокруг «Блудного сына» реальный мир: война, сражения на Святой земле, пылающие танки, люди, убивающие людей... Тот мир, от которого сын бежал к отцу. Можно многое придумывать.

Кроме того что Эрмитаж убежище для высочайшего духа, он еще развлечение, аттракцион. Людей привлекают позолоченные колонны, паркеты, механические игрушки. Часы «Павлин» - самое главное. Аттракцион в Венеции будет представлен в виде мастерской «Фламандская живопись».

Аттракцион, храм, убежище высочайшего духа. Идея выставки - рассказ не об искусстве, а об особой природе музея.

Эта идея многим не нравится. Художники не прочь попасть в музей, но считают его чем-то замшелым. Коллекционерам не нравится, что там хранятся картины лучше, чем у них. Политиков тоже многое раздражает. Особенно когда они слышат, что музей - особая территория с особыми потребностями, командовать там нельзя.

Об этом свидетельствует одно из самых больших для нас огорчений последнего времени. Я имею в виду только что принятые Государственной думой поправки к 44-му закону о госзакупках.

Для музеев важен пункт о тендерах страхования при транспортировке вещей. Их надо включить в списки организаций, которым можно работать с единственным поставщиком. Сейчас, если Эрмитаж куда-то везет выставку, он должен публично объявить, куда она едет, какова стоимость экспонатов.

В мире есть три-четыре компании, которым можно доверить перевозить музейные вещи. Петербургские музеи столкнулись с проблемой, когда везли выставку в Москву. Тендер на транспортировку выиграла одна из компаний. Приехали, открыли фургоны, они пахнут рыбой.

Мы просили внести в закон исправления. Тем более что в нем есть исключения для военных, космоса... Кажется, все понятно, поправка проходит. Но вдруг выясняется, что она противоречит правилам Евразийского союза, которые для всех должны быть одинаковы.

Все упирается в непонимание того, чем занимаются музеи.

Для таможни все, что пересекает границу, товар. Он должен быть обеспечен депозитом. О том, что, по таможенному закону, нужно вносить депозит, никто не знал. Нам подсказали таможенники. Музей не может положить депозит ценой в выставку. Мы долго бились, чтобы получить правительственное разрешение, которое меняет ситуацию.

Разговоры о якобы справедливости и равенстве всех перед законом строятся на уравниловке и приравнивании культуры к товару.

Закон о культуре будет проходить с большим трудом. Мы запустили обсуждение музейной стратегии и определили главных противников. Можно было ожидать, что объединятся религиозные конфессии в отношении оскорбления чувств верующих. В Англии стюардессам запрещают носить нательный крест, это оскорбляет евреев и мусульман. Музеи - особая территория, где можно выставлять обнаженную скульптуру, показывать крест... Нам говорят: нет, это не так.

Принципиальное возражение - особого закона для культуры быть не может, подчиняйтесь общим законам, они правильные. В них слишком много запретов. Заговорили о запрете на продажу алкоголя в музеях. К чему такое ограничение? Наша публика не пьет. Подобные вещи сами музеи должны регулировать. Мы решили матрешек в Эрмитаже не продавать и не продаем.

Нам говорят, законы хорошие. Вдруг выходит документ о процедуре передачи музейных экспонатов в другие учреждения. Это возможно, только если музеи договорились между собой. В документе подробно расписано, как передавать вещи из музейного фонда в церковные учреждения. По закону, этого не должно быть.

Идет подспудная игра с законодательством.

Много противников у музейной автономии, которой мы добиваемся. Нам говорят: вы нарушаете принципы государственной политики, авторитет государства.

Оппозиция новому закону сильная. Она пытается представить культуру как одну из функций государственных чиновников. Чиновник - человек, который имеет чин, а значит, особые права. Он должен выполнять функции, относящиеся к его чину, у него есть привилегии.

Музейщик никаких привилегий не имеет, рангов у него нет. У него есть территория культуры, которую он должен защищать.

Ранее Михаил Пиотровский в своей эксклюзивной колонке для «Санкт-Петербургских ведомостей» рассказал о праздновании Дня Эрмитажа в Омане, о «пикнике» вандалов у Медного всадника, роли Дворцовой площади в жизни Петербурга, противостоянии культуры с «цифрой»инвестициях в будущее, планах Эрмитажа на ближайший год и пояснил, зачем Данае ехать на Восток и что мы приносим в Петербург.

#Эрмитаж #культура #Пиотровский

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 075 (6428) от 24.04.2019 под заголовком «Пробудившись от страшного сна».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...