Михаил Пиотровский. Зачем нам мобильность кочевников

Нам предстоит многое решать, психологически будем стараться вернуться к старому. Думаю, уже не получится. Впереди интересный период обсуждений и попыток определить, что будет происходить в новой жизни.

Михаил Пиотровский. Зачем нам мобильность кочевников |

Недавно прошло заседание рабочей группы Государственного совета по вопросам культуры. Обсуждалось много вопросов, в том числе как выходить из пандемии.

Есть несколько вещей, которые вытекают из изменений, которые произошли в нашей жизни в последние месяцы. На заседании говорили об удаленной работе. В ХХI веке для многих специальностей это оправданно. Идеология понятна, но возникает практический вопрос, как строить учет? Если его не наладить, результат может оказаться плачевным.

С учетом связана и популярная сегодня деятельность онлайн. Она заменила реальное посещение учреждений культуры и не исчезнет, когда все наладится. Как это учитывать, в данном случае в работе музеев? Ясно, что простого подсчета посещаемости, как прежде, не будет.

Эти практические вопросы важны для того, чтобы сохранить полезные новшества, которые появились. Для этого их надо ввести в юридические рамки.

Другое заседание проводилось группой стратегического планирования Петербурга, возглавляемой губернатором. Там речь шла о возобновлении активности программы «Открытый город». У этого названия двойной смысл. С одной стороны, это город, открытый для всех. С другой — жители должны понимать, что в этом городе происходит.

Прежде всего необходимо осознать, что такое открытость в нынешней ситуации. Безусловно, это много ограничений. Сегодня они вызваны санитарными требованиями, но затем могут войти в привычку. Уже сейчас есть противоречия.

Как уживаются понятие «открытый город» и закрытые парки в нем? Наши коллеги из музеев-заповедников просили парки открыть. Люди там могут находиться далеко друг от друга. Тем не менее санитарные требования, твердая позиция санитарных врачей открыть парки не позволяет. В свободные места ограничен доступ.

Очевидно, что музеи ограничат доступ посетителей. Туда смогут войти небольшое количество людей, которые должны держаться на расстоянии. Надо спланировать маршруты. Мы этим занимаемся, стараясь продумать, как люди будут ходить по Эрмитажу. Были дискуссии, собирались разделить музей на части, но все же в основу решили положить обзорную экскурсию. Каждый посетитель сможет по периметру пройти Эрмитаж. Так или иначе маршруты надо будет планировать.

Билет придется покупать заранее по Интернету. И это тоже ограничит поток людей в музеи, театры, кинотеатры... ХХI век - эпоха могущества Интернета. Прежде чем куда-то попасть, придется заранее спланировать и записаться. Как это совместить с открытостью? Это малая часть того, как будет строиться наша жизнь.

Предстоит разработать схему взаимодействия между учреждениями культуры и людьми, которые туда приходят, между городскими властями и жителями. Выход из ситуации прежде всего в мобильности принятия решений. Решения надо планировать загодя, а принимать быстро. Такая мобильность была у кочевников. Они меняли направление движения в связи с возникшей ситуацией. Нам нужна готовность менять существующие планы и маршруты для того, чтобы взаимоотношения стали мобильными.

Прямая и обратная связь у нас давно существует. Люди жалуются, если не получают услугу или недовольны ее качеством. Им отвечают. Старинный способ перетягивания каната, будь то Эрмитаж и посетители или городская власть и жители. Как правило, возникает конфронтация, спор о том, кто прав. На этом строятся социальные взаимоотношения. Но они могут строиться по-другому, на взаимотворчестве. Думаю, это правильный термин. Его употребил Михаил Ефимович Швыдкой, когда говорил о театре и зрителях.

Взаимотворчество предполагает разные варианты решения проблемы. Варианты, которые рождаются в спорах.

Близкий для меня пример - изучение реакции людей на эрмитажные онлайн-программы. Людям что-то не нравится, они пишут об этом, музей отвечает. В социальных сетях, откликаясь на программу, люди начинают спорить друг с другом. Иногда это отвлеченные дискуссии, к примеру, по поводу великого князя Михаила Александровича или монархии... Я их читаю и вижу, что мы нажимаем на какую-то «кнопку», возникает обсуждение, из которого музей может почерпнуть что-то полезное, в том числе в принятии решений. Это не прямая и обратная связь, которые не очень работают.

Так может быть и в городе.

Многих волнует, что город может потерять «Ленфильм». Не вникаю в финансовые проблемы, из-за которых это происходит, но очевидно, потеряв студию, город опустится на другой уровень.

Люди пишут письма, взывают к властям... Дискуссия способна вызвать обсуждение альтернативных решений. Не в смысле: выйдем, встанем цепью, не дадим тронуть. Открытое обсуждение может стать примером взаимотворчества, когда власть будет заимствовать идеи у публики.

В массах есть идеи, которые можно воспринимать. В многочисленных обсуждениях, которые сейчас идут в связи с пандемией, включая международные, не только профессионалы предлагают решения. Можно что-то выбрать. Я всегда говорю, что разнообразие прекрасно. Могут возникнуть модели, которые войдут в жизнь общества. Потому что обществу это необходимо.

Нам предстоит многое решать, психологически будем стараться вернуться к старому. Думаю, уже не получится. Впереди интересный период обсуждений и попыток определить, что будет происходить в новой жизни. Как будут сочетаться ограничения и открытость. Сейчас идет отбор моделей.

В музейной жизни произошло воплощение некоторых давних мечтаний. Сотрудники мечтали о пустом музее, который страдал от толп посетителей. Сейчас там нет никого вообще.

Давняя мечта посетителей - музей без очереди. Теперь очередь перейдет в Интернет, все будет упорядоченно. Способ вполне пригодный для туриста, который заранее рассчитывает время. Ту часть людей, которая ходила в музей по велению души, а не по туристической разнарядке, вряд ли это устроит. Им ограничения будут мешать.

Эрмитаж - хаос. Одна из его прелестей всегда была в этом. Здания в разных стилях, искусство разных эпох, залы Рембрандта, залы итальянского искусства... Все спутано, нет хронологии. Все строится на хаосе, нет большого желания его побороть. Теперь этого будет не хватать. Надеюсь, хаос скоро вернется в новом обличии. Это и есть мобильность.

#Эрмитаж #Пиотровский #музеи Петербурга

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 111 (6709) от 30.06.2020 под заголовком «Зачем нам мобильность кочевников».


Комментарии