Михаил Пиотровский. Дух Венеции витал над форумом
Недавно в нашем городе завершился Международный культурный форум. Думаю, он прошел хорошо и еще раз показал, что нужен Петербургу.
Такие события избавляют город от комплекса провинциальности. От ощущения: если решения принимаются не здесь, нам ничего не надо. И возникающего следом отторжения всего нового.
Форум - проверка, насколько город и мы соответствуем мировому уровню.
Если начинать с мелочей, часть форума, которая проходит в Главном штабе, демонстрирует тактичное отношение к Дворцовой площади. Видны фасады зданий, развеваются флаги. Осуществляется идея слияния Дворцовой площади с Эрмитажем.
Это то, что на поверхности.
Наш форум - не Всемирный экономический в Давосе, куда съезжаются, чтобы обсудить острые мировые проблемы. Он местный, к нам приезжают те, кто хочет побывать именно здесь. События, которые происходят на форуме, должны обладать привлекательностью для этих людей.
В работе форума много направлений. Что касается музейной части, «круглые столы» были посвящены городу как музею, репутации музеев, правам культуры.
О правах культуры с акцентом на Рериха и Лихачева мы говорили с коллегами из Китая. В РХЦ Эрмитажа в Старой Деревне открылась выставка, посвященная реставрации китайских коллекций. Завершением стало объявление о создании центра Эрмитажа в Китае, который будет помогать нашим специалистам изучать культуру и историю этой страны.
Вопрос репутации музеев обсуждался с итальянцами. Из Италии приехала большая группа руководителей музеев, чиновников. Шел серьезный разговор об оценке деятельности учреждений культуры.
Их две, линии оценки - фискальная и гуманитарная. Фискальная для сегодняшнего дня. Критерии оценок: число посетителей, доход, польза для власти, воспитания человека... Это то, что должно интересовать органы власти. Гуманитарная оценка нужна для будущего.
Сегодня много говорят о музее как месте развлечения и досуга, и это имеет большие последствия. При такой точке зрения не нужны музейные фонды. Продолжается давний разговор о том, что для музея они лишние. Следующий шаг: давайте фонды раздадим.
Но музей создан для того, чтобы вещи собрать, хранить и передать следующим поколениям. В этом процессе «миг», отпущенный нам, очень маленький. Для органов исполнительной власти важно, что делают музеи сейчас. Для музейщиков важнее перспектива.
Два подхода - музеи для сегодняшнего дня и они же часть исторической миссии - различны. Разные учреждения отвечают за результат. Идет спор, кто для кого существует: учреждения культуры для органов государственной власти или наоборот. Необходим не компромисс, а совместная работа, в которой интересы сплетаются, иногда в борьбе, иногда в согласии. Важно, чтобы ни фискальный, ни гуманитарный уклон не победил полностью.
В Италии прошла большая административная реформа музеев, в результате которой директорами двадцати ведущих музеев страны стали иностранцы. Там также стали учиться считать, сколько денег приносят музеи, как эти средства распределяются. Хорошая иллюстрация к критерию посещаемости. Оказалось, что самый посещаемый музей Италии - Колизей. Но Колизей - «труба», люди заплатили, вошли и вышли.
Итальянские музейщики и чиновники рассказывали, как стараются внести рациональность в проведение реформы. И нам это полезно. Союз музеев России беспокоит, что важные решения принимаются без учета мнения музейной общественности. Итальянцы нас слушают. Мы участвуем в обсуждениях и конференциях с самого начала их реформы, они приезжали к нам. Недавно в Венеции мы проводили конференцию, посвященную теме взаимодействия музеев с властью и публикой. Присутствие центра Эрмитажа в этом городе помогает вырабатывать механизм взаимодействия.
Дух Венеции витал над форумом. Произошедшее там наводнение привлекло особое внимание.
В Эрмитаже гостит потрясающий шедевр - картина Карпаччо «Две венецианские дамы». Она приехала из Музея Коррера, который стоит на площади Сан-Марко, в половину человеческого роста залитую водой во время наводнения.
Стоит подумать, как проявлять солидарность, кроме написания писем в поддержку и сбора денег. К примеру, послать выставку. С телеэкранов известные личности говорят, что солидарность не нужна. Какое нам дело до того, что происходит далеко?
Но мы - часть этого мира, его наследия и культурного процесса. Разницы между Нотр-Дамом и Кондопогой в этом смысле нет. Мир ожидает от нас реакции. Тем более что Петербург - Северная Венеция.
Если вспомнить, раз в 100 лет примерно в это время и у нас случались страшные наводнения. Дамба много выдерживает. В Венеции дамбу не достроили. Украли деньги, которые везде крадут, долго спорили, что делать. Напомню, строительство нашей дамбы в какой-то момент тоже застопорилось. Были приняты волевые решения. Параллели возникают.
Во время форума Эрмитаж открыл выставку картины Боттичелли «Мадонна делла Лоджия» из галереи Уффици во Флоренции. Первоначально итальянцы отвезли ее во Владивосток на Экономический форум, откуда она приехала к нам. Одновременно открылась выставка портретов португальских королей, которые в свое время заказала Екатерина II. И это подчеркивает культурное единство и иллюстрирует нередко цитируемые слова Шарля де Голля о Европе от Лиссабона до Владивостока.
Выставка картины Боттичелли необычная. Она помещена в зал Леонардо в витрину, где обычно висит его картина. Для тех, кто понимает, это особое впечатление.
Рядом с «Мадонной» Боттичелли стоит греческая икона XV века с тем же сюжетом. Но это может быть сюжет про любовь человеческую матери к сыну, а может про любовь человека к богу и бога к человеку. Набор разных, почти богословских проблем. Для итальянцев важны нюансы в религиозных шедеврах. Их интересно обсуждать.
На этой выставке есть еще одна ипостась музейной работы - тактильное изображение картины в помощь слабовидящим. Для тех, кто видит, есть черные очки. Надев их, можно понять, что такое ощущение изображения пальцами. Осязание - одно из пяти чувств. Тактильное изображение картины - музейное изобретение.
У нас число людей, воспринимающих искусство как неотъемлемую часть своей жизни, не слишком велико. В отличие даже от Москвы, не говоря уже о Париже. На выставки, которые собирают толпы в Москве, у нас ходят меньше. В Эрмитаже три дня в неделю вечером работают только выставки. Нет очередей - иди и смотри.
Надо культивировать «гурманов» от искусства. Создавать и представлять материал, интересный для них. Как и рассказывать об аспектах нашей деятельности. Это важно для нас самих потому, что изживает принижающий и оскорбляющий комплекс неполноценности, заставляющий ненавидеть мир.
На интеллектуальном марафоне во время форума мы обсуждали Венецианскую биеннале, участие в ней Эрмитажа инсталляцией Александра Сокурова на проповедующую милосердие картину Рембрандта «Возвращение блудного сына». Сокуров предлагает посмотреть вокруг, убедиться, что нельзя уповать только на милосердие. Наводнение в Венеции - очередное напоминание о том, что нельзя успокаиваться, не все проблемы решает милосердие, у него есть пределы.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 228 (6581) от 04.12.2019 под заголовком «Дух Венеции витал над форумом».
Комментарии