Михаил Пиотровский. Для чего нам нужны облака

Михаил Пиотровский. Для чего нам нужны облака |

В Самаре состоялось заседание комиссии по культуре Госсовета. Ее возглавляет губернатор Самарской области Дмитрий Азаров.

Заседание было внеочередным в связи с тем, что кончается второй пандемийный год, учреждения культуры нуждаются в поддержке. Принято решение о выделении двух миллиардов рублей из федерального бюджета. Поддержка должна происходить и на региональном уровне. Представители регионов принимали участие в заседании.

Это важно. Общество в лице государства обязано содержать культуру. Речь идет о практических шагах, обязательными их делает поправка к Конституции. Кроме того, есть указ президента, который требует держать зарплаты в учреждениях культуры на уровне средних по региону.

За это шла упорная борьба. Учреждения культуры обращались к правительству, объясняя, что поддержка необходима. Сегодня в непростых условиях они много делают. В частности, музеи стали безопасными общественными пространствами. В сложное время они играют роль «лекарства» для людей, поддерживая связь между странами...

Один пример. Культурный форум отменили из-за пандемии. Но его музейная часть состоялась, мы открыли выставки, провели конференции... Сделали все, что намечали, включая собрание Союза музеев России. Музеи свои обязательства выполняют. Государство это понимает. Пандемия многое определила в отношениях между государством и учреждениями культуры.

Мы приспосабливаемся к пандемии, создаем формы работы, которые прошли проверку и будут теперь с нами всегда.

Когда появился Интернет, напомню, что это было не так уж давно, музеи создали сайты, что оказалось особенно востребованным в период пандемии. Теперь это виртуальное пространство в чем-то противостоит реальному, в чем-то с ним сливается.

Традиционно в декабре проходят Дни Эрмитажа. Они представляют людям музей, совмещая виртуальное с реальным. В этом году Дни Эрмитажа проходят не только в нашем городе и даже в стране.

Они открылись в столице Омана Маскате. Напомню, это город, где Афанасий Никитин дважды отмечал Пасху по дороге в Индию. Там открылась выставка исламского искусства из эрмитажной коллекции, прошли мастер-классы реставрации памятников Пальмиры. В Самаре в областном художественном музее работает выставка «Коллекция Альфреда фон Вакано» из собрания Эрмитажа. Альфред фон Вакано – знаменитый самарский промышленник, коллекционер, меценат и путешественник, основатель Жигулевского пивоваренного завода. Его собрание включает в себя около 350 предметов декоративно-прикладного искусства Японии, Китая, Индии, Ирана и Западной Европы, а ценнейшей частью всегда считалась египетская коллекция, которая дает исчерпывающее представление о верованиях древних египтян.

Одновременно в Оренбурге представлены эрмитажные выставки, посвященные открытию государства Урарту, изучению древнего Кавказа. Большая выставка о царских конных выездах гостит в Омске в центре «Эрмитаж-Сибирь». В Выборге в нашем центре представлена выставка «Замки. Соборы. Дворцы». На Урале в Екатеринбурге выставкой картины Питера Брегеля (Младшего) только что открылся Центр Эрмитажа...

Музей вывозит не просто вещи, а свой бренд, лекции, мастер-классы, книги, кино, мультимедиа. Такая форма присутствия придумана давно, но сейчас она особенно востребована.

В нашем городе Дни Эрмитажа откроются, как всегда, 7 декабря, в день святой Екатерины. Планируется много событий. В их числе открытие постоянной экспозиции искусства Ирана и огромная выставка памяти Альбрехта Дюрера из собраний Эрмитажа и ГМИИ им. Пушкина. Одновременно будет выставка Библии Гутенберга. Библия Гутенберга – вещь священная, символ начала книгопечатания, нового после появления письменности этапа информационной революции. Сейчас происходит следующий этап – Интернет. Библия хранится в Российской государственной библиотеке в Москве, относится к числу перемещенных ценностей. Выставка дает разные поводы для рассуждений: о Гутенберге, о печати, о Реформации, о войне... Как всегда, наши выставки связаны с комплексом историй.

Кроме того, мы покажем две картины итальянского живописца Джакомо Черути из музея города Брешиа и выставку модной фотографии из частной коллекции. Состоится концерт хора Теодора Курентзиса. Саундтрек в исполнении оркестра Курентзиса будет звучать на выставке Дюрера.

И это еще не все. К концу года посетителей примет постоянная экспозиция, посвященная Петру I. Ротонда с триумфальными колоннами станет ее центром. Параллельно откроется громадная выставка костюмов Петра, которые сейчас реставрируются.

В Старой Деревне мы представляем новый корпус РХЦ, где покажем единственную в России автоматическую мойку шпалер, типографию с новейшим оборудованием, рентгеновские аппараты, электронные микроскопы и 3D-принтеры.

Это одна сторона деятельности Эрмитажа. Вторая – новый проект «Небесный Эрмитаж». Музей начинает создавать «в облаках» своего двойника. Первый шаг – полностью виртуальная выставка цифрового искусства «Незримый эфир». Для ее посещения надо войти в Интернет. Новый способ показа цифрового искусства.

Ежегодно 7 декабря мы делаем шоу на Дворцовой площади. Шоу будет, но виртуальное. Каждый, кто пришел на площадь, сможет навести телефон на здание Главного штаба и на его экране увидеть действо, посвященное Александру Невскому.

Мы стараемся гуманизировать новейшие технологии. Вместе с Европейским университетом планируем провести исследования, связанные с цифровым искусством, и создаем новую школу искусств.

Надо отметить особое внимание музеев к инклюзии. Речь не только о помощи людям с проблемами восприятия окружающего мира, но и о расширении наших собственных чувств. Так, новая тактильность позволяет на выставке пальцами «увидеть» рисунок старейшего в мире ковра, на ощупь посмотреть фрески из Пенджикента.

В какой-то мере инклюзией является и то, что называется льготами. Мы пытаемся постепенно их восстанавливать, выбирая тех, кому надо помочь общаться с музеем.

Дотации государства широко освещаются. Музей и сам старается заработать. Недавно Эрмитаж получил деньги от аукциона NFT. Из них 70 тысяч долларов в качестве налогов поступит Петербургу. Это к вопросу об экономической роли музеев в жизни города. И к вопросу, что все надо считать. С этим же связан критерий оценки успешности учреждений культуры и понимание, что они вносят вклад в экономику города не только от приезда туристов, но и налогами.

Получив деньги, музей возвращает некоторые льготы. В третий четверг каждого месяца в Эрмитаж приходят бесплатно категории посетителей, имеющие на это право по закону. Теперь это доступно и тем, кто до пандемии по воле музея этой льготой пользовался: школьники, студенты, пенсионеры, сотрудники музеев. Напоминаю, все они могут бесплатно ходить в Главный штаб. Мы ввели еще одно новое правило: ежедневно музей бесплатно могут посещать дети до 14 лет, инвалиды 1-й и 2-й групп, инвалиды-колясочники и дети-инвалиды. Для пенсионеров и школьников есть скидки на билеты. Бесплатные и льготные билеты надо предварительно оформлять на сайте музея, на них выделяются квоты.

Мы все время напоминаем себе и окружающим, что ничего бесплатного сегодня нет. Льготы зависят от поступления денег. За все кто-то должен заплатить: меценат, государство, музей, человек, покупающий билет.

Таким образом, главная новость года – музей считает деньги, понимает, куда они идут, и рассказывает об этом.

#Пиотровский #Эрмитаж #музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 225 (7062) от 01.12.2021 под заголовком «Для чего нам нужны облака».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?