Международный фестиваль фортепианных трио прошел в Петербурге
В I Международном фестивале фортепианных трио, прошедшем в Академической капелле Петербурга, приняли участие музыканты из России, Франции, Швейцарии, Польши.
Фестивалей камерной музыки на планете существует сотни, в программы которых попадают и трио, и квартеты, и квинтеты, и дуэты с октетами. Но сфокусировать внимание публики только на фортепианном трио до сих пор никто не отваживался. Инициаторам нового петербургского фестиваля - концертмейстеру оркестра Капеллы Владимиру Погорецкому, пианисту Игорю Андрееву из швейцарского трио Equilibris и виолончелисту Денису Северину из трио Spyros - удалось первыми застолбить эту до сих пор пустовавшую нишу фестивального формата. Их инициатива была поддержана дирижером капеллы Александром Чернушенко.
Жанр трио сам по себе прекрасен. Он не уступает в качестве большой симфонии (число музыкантов в большом оркестре может достигать 120 человек), поскольку устроен по тем же законам. Ценность солиста, играющего в симфоническом оркестре, для дирижера выше, если он делает успехи и в камерно-инструментальном жанре, где интонация шлифуется до ювелирного блеска. Прав всемирно известный пианист Владимир Ашкенази, выразивший восхищение в адрес организаторов I Международного фестиваля фортепианных трио. Он сказал, что «для этой динамичной комбинации инструментов были созданы одни из величайших музыкальных произведений от Баха до Шостаковича».
Но этот самый драгоценный музыкальный жанр в России сегодня нуждается в особой защите, поддержке и продвижении. Первый международный фестиваль фортепианных трио длился символично всего лишь три дня. Но благодаря насыщенности программ и высокому исполнительскому классу он не оставил ощущения неполноты. Чести открыть фестиваль удостоилось французское трио Wanderer («Странник» в переводе с немецкого), которое представило кульминационные точки в развитии жанра в XVIII - XIX веках. После соль-мажорного трио «Цыган» Гайдна очень хотелось бы услышать и Моцарта. Французские музыканты показали, как близок им стиль венского классицизма. Идеальная ровность голосоведения, феноменальное умение слышать друг друга, восприятие себя как единого целого - все эти качества позволили им представить сочинение Гайдна в эталонном виде. Знаменитое ми-бемольное трио Шуберта и ре-минорное трио Шумана прозвучали тоже безупречно.
Швейцарское трио Spyros, состоящее из двух бывших россиян (пианистка Татьяна Корсунская и виолончелист Денис Северин) и польского скрипача Бартека Низёла, сделало петербургским меломанам подарок в виде ре-минорного трио Эдуарда Направника, служившего много лет на посту главного дирижера Мариинского театра. Здесь слушатели Капеллы получили представление о том, что такое славянская страсть. Это почувствовалось даже в Тройном концерте Бетховена на закрытии фестиваля. В его исполнении принял участие оркестр Академической капеллы под управлением Ильи Дербилова.
Одним из векторов развития фестиваль фортепианных трио очень благоразумно избрал современную музыку. В программу были включены сочинения Симона Винера и Франка Мартена. Молодое швейцарское трио Equilibris познакомило петербургских гурманов с учеником Захара Брона и Рене Капюсона - скрипачом Симоном Винером, ученицей Ивана Монигетти и Антонио Менезеса - виолончелисткой Анной Аббюль, а также пианистом Иваном Андреевым. Они показали свои умения в трио Gassenhauer Бетховена, Концертино для трио и струнного оркестра Богуслава Мартину и в современной музыке.
Хозяева фестиваля - петербургское трио NevaArte с их чистым и открытым звуком - обогрели гостей уютным салонным теплом «Времен года» Чайковского в переложении для трио, а также продемонстрировали, как по-европейски изящно может звучать фортепианное трио Шостаковича.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 241 (6594) от 23.12.2019 под заголовком «Тройное удовольствие».
Комментарии