Международный фестиваль фортепианных трио прошел в Петербурге

В I Международном фестивале фортепианных трио, прошедшем в Академической капелле Петербурга, приняли участие музыканты из России, Франции, Швейцарии, Польши.

Международный фестиваль фортепианных трио прошел в Петербурге |

Фестивалей камерной музыки на планете существует сотни, в программы которых попадают и трио, и квартеты, и квинтеты, и дуэты с октетами. Но сфокусировать внимание публики только на фортепианном трио до сих пор никто не отваживался. Инициаторам нового петербургского фестиваля - концертмейстеру оркестра Капеллы Владимиру Погорецкому, пианисту Игорю Андрееву из швейцарского трио Equilibris и виолончелисту Денису Северину из трио Spyros - удалось первыми застолбить эту до сих пор пустовавшую нишу фестивального формата. Их инициатива была поддержана дирижером капеллы Александром Чернушенко.

Жанр трио сам по себе прекрасен. Он не уступает в качестве большой симфонии (число музыкантов в большом оркестре может достигать 120 человек), поскольку устроен по тем же законам. Ценность солиста, играющего в симфоническом оркестре, для дирижера выше, если он делает успехи и в камерно-инструментальном жанре, где интонация шлифуется до ювелирного блеска. Прав всемирно известный пианист Владимир Ашкенази, выразивший восхищение в адрес организаторов I Международного фестиваля фортепианных трио. Он сказал, что «для этой динамичной комбинации инструментов были созданы одни из величайших музыкальных произведений от Баха до Шостаковича».

Но этот самый драгоценный музыкальный жанр в России сегодня нуждается в особой защите, поддержке и продвижении. Первый международный фестиваль фортепианных трио длился символично всего лишь три дня. Но благодаря насыщенности программ и высокому исполнительскому классу он не оставил ощущения неполноты. Чести открыть фестиваль удостоилось французское трио Wanderer («Странник» в переводе с немецкого), которое представило кульминационные точки в развитии жанра в XVIII - XIX веках. После соль-мажорного трио «Цыган» Гайдна очень хотелось бы услышать и Моцарта. Французские музыканты показали, как близок им стиль венского классицизма. Идеальная ровность голосоведения, феноменальное умение слышать друг друга, восприятие себя как единого целого - все эти качества позволили им представить сочинение Гайдна в эталонном виде. Знаменитое ми-бемольное трио Шуберта и ре-минорное трио Шумана прозвучали тоже безупречно.

Швейцарское трио Spyros, состоящее из двух бывших россиян (пианистка Татьяна Корсунская и виолончелист Денис Северин) и польского скрипача Бартека Низёла, сделало петербургским меломанам подарок в виде ре-минорного трио Эдуарда Направника, служившего много лет на посту главного дирижера Мариинского театра. Здесь слушатели Капеллы получили представление о том, что такое славянская страсть. Это почувствовалось даже в Тройном концерте Бетховена на закрытии фестиваля. В его исполнении принял участие оркестр Академической капеллы под управлением Ильи Дербилова.

Одним из векторов развития фестиваль фортепианных трио очень благоразумно избрал современную музыку. В программу были включены сочинения Симона Винера и Франка Мартена. Молодое швейцарское трио Equilibris познакомило петербургских гурманов с учеником Захара Брона и Рене Капюсона - скрипачом Симоном Винером, ученицей Ивана Монигетти и Антонио Менезеса - виолончелисткой Анной Аббюль, а также пианистом Иваном Андреевым. Они показали свои умения в трио Gassenhauer Бетховена, Концертино для трио и струнного оркестра Богуслава Мартину и в современной музыке.

Хозяева фестиваля - петербургское трио NevaArte с их чистым и открытым звуком - обогрели гостей уютным салонным теплом «Времен года» Чайковского в переложении для трио, а также продемонстрировали, как по-европейски изящно может звучать фортепианное трио Шостаковича.

#фортепиано #музыка #фестиваль

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 241 (6594) от 23.12.2019 под заголовком «Тройное удовольствие».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?