Между битвами и вечным покоем. Корейские танцы покорили зрителей на фестивале Open Look

Программа Focus Korea, представившая панораму корейского современного танца, стала громким событием ХХI международного фестиваля современного танца Open Look.

Между битвами и вечным покоем. Корейские танцы покорили зрителей на фестивале Open Look | ФОТО Татьяны ЮДИНОЙ предоставлено пресс-службой фестиваля

ФОТО Татьяны ЮДИНОЙ предоставлено пресс-службой фестиваля

В последние годы танцевальные компании из Юго-Восточной Азии стали необычайно популярны во всем мире. Причина этого кроется в свежести идей и визуальных решений, впечатляющей виртуозности исполнительского мастерства, поразительном умении совмещать владение европейскими и американскими техниками танца с собственными богатейшими хореографическими традициями.

С корейским современным танцем (contemporary dance) публика Open Look ознакомилась год назад: спектакль «Рассуждения о «Весне священной». Образ розы» в постановке Ан Сынсу произвел незабываемое впечатление. Поэтому на нынешнем фестивале организаторы решили представить корейский современный танец более масштабно и разнопланово. Залы Новой и учебной сцен Александринского театра все три вечера в рамках программы Focus Korea заполнялись под завязку: в качестве дополнительных мест были использованы ступеньки, приставные стулья и даже подушки, на которые зрители уселись прямо перед авансценой.

Марафон корейского contemporary dance открыла компания SIGA. Ее артисты вышли из среды уличной танцевальной культуры, и характерные для нее демократизм, яркость лексических приемов, доступность и ясность посыла угадываются и в сценических работах коллектива. Три продемонстрированных спектакля («Покой» и «Эквилибриум» в постановке Ли Чже Янга, «Хаетал» в постановке Джихенг Ана) отличались строгой благородной простотой, отсутствием постановочных эффектов. Главным средством выразительности становился сам танец - разнообразный и изобретательный, все технические сложности которого исполнители преодолевали с гуттаперчевой легкостью. Особенно впечатляло свойственное восточным единоборствам сочетание каллиграфической четкости движений и жесткости позировок с текучестью, тягучей вязкостью пластики, что превращало танцевальный рисунок в непрерывно развертывающийся пластический поток.

Совершенно иную постановочную эстетику продемонстрировала компания Art Project Bora. В двух спектаклях, созданных руководительницей труппы Ким Бора, танец на равных взаимодействовал с визуальным театром, активным использованием аксессуаров (веер, маски, разнообразные предметы), отсылающих к древним обрядовым действам. В «Гакси» необычный сценический костюм (целлофановый лиф, объемные бумажные штаны-оригами, веер, скрывающий лицо) превращал тело танцовщицы в причудливый объект. Гипнотичный по силе воздействия спектакль «Язык хвоста» был настолько изысканно красив, что заявленное в аннотации «высмеивание лицемерного культурализма» теряло остроту своего посыла. От волнообразных взмахов рук, прихотливых изгибов корпуса, орнаментальной вязи танцевального рисунка невозможно было оторвать взгляд.

Спектакль «Скорость» компании Modern Table (хореография художественного руководителя труппы Ким Джедука) утверждал могущество движения как витальной силы человеческого существования. Под живую музыку и вокал на сцене развернулись настоящие хореобаталии, которые артисты вели не друг с другом, а, скорее, с самими собой - со слабостями и ограничениями собственных тел и духа. Восемь солистов на протяжении часа танцевали практически безостановочно и с такой яростной самоотдачей, будто делали это в последний раз. Энергичные выпады и падения всем телом, кувырки и стремительные перекаты, вихревые вращения, разрезающие пространство акробатические прыжки, экстатичные взмахи рук, сметающие друг друга соло - к финалу скорость исполнения всех этих элементов набирала такие обороты, что возникало чувство избыточности. Однако нельзя не отдать должное мастерству танцовщиков, которые даже при самом экстремальном темпоритме сохраняли законченность поз и безукоризненную координацию.

Корейские спектакли крупным планом продемонстрировали, насколько разнообразными способами мировой танцевальный опыт можно соединять с особенностями собственной культуры, создавая на этой основе современные и оригинальные по стилистике спектакли. Чем не руководство к действию?

#танцы #Open Look #фестиваль #Корея

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 157 (6510) от 26.08.2019 под заголовком «Между битвами и вечным покоем».


Комментарии