Меццо-сопрано Екатерина Семенчук впервые спела музыку Россини на сцене Мариинского-2
Исполнение в дуэте с басом Ильдаром Абдразаковым в сопровождении оркестра под управлением Валерия Гергиева.

Мариинский театр. Фотограф Наташа РАЗИНА. 2023 г.
Кроме долгожданного дуэта Изабеллы и Мустафы O che muso che figura из финала первого акта «Итальянки в Алжире», исполненного во втором отделении концерта, публике в качестве биса от Екатерины Семенчук и Ильдара Абдразакова досталось еще и десертное лакомство — знаменитый «Дуэт кошек». Приписываемая Россини, эта вокальная шутка оказалась ловкой компиляцией из двух номеров из оперы «Отелло» Россини и «Кошачьей каватины» датского композитора Кристофа Вейсе. Причем авторство этого искусного «монтажа» остается спрятанным за псевдонимом Г. Бертольда, опубликовавшего его в 1825 году.
В этом дуэте оперные звезды позволяют себе после обычно большого концерта подурачиться на бисах, позаигрывать с любимым партнером, а заодно и перед публикой пококетничать. Берутся за этот дуэт все — от солистов хора мальчиков до звезд первой величины. Всякий раз эти россиниевские кошки получают разный гендерный и возрастной окрас — от юных задиристых котят до кошек «бальзаковского возраста», проясняющих отношения. На сей раз кошки от Семенчук и Абдразакова разыграли новеллу о том, как хотелось бы закрутить новый роман, но обручальные колечки мешают, и артистизма в этом лицедействе было не занимать ни тому, ни другому.
Но, конечно, полный зал Мариинского-2 собрался отнюдь не ради этого бонуса. Слушателям было любопытно услышать любимую певицу в репертуаре, в котором она здесь ни разу не была замечена, — в музыке Россини, тем более что ее портрет красовался на афише таким же крупным планом, как и лицо Ильдара Абдразакова. Каково же было расстройство, когда имя Екатерины Семенчук оказалось напечатанным только под единственным номером. Она, разумеется, получила шквал аплодисментов за свою «вишенку на торте» — первую пробную Изабеллу, раздразнив поклонников и поселив слабую надежду на то, что когда‑нибудь отважится и на более развернутый показ своих способностей в этом непростом комическом амплуа.
Екатерина с первых шагов зарекомендовала себя как уникальная певица-полиглот, впечатлив вокальным диапазоном в партиях и меццо-сопрано, и драматического сопрано русских, французских, итальянских и немецких композиторов от Чайковского до Вагнера, Верди и Берлиоза. Ей нет равных и в камерно-вокальной музыке, в чем можно было убедиться на ее последнем большом сольном концерте с Семеном Скигиным с программой из Глинки и Свиридова. Но Россини требует от певца особой легкости и виртуозности, ртутной подвижности голоса, филигранной мелкой вокальной техники. Поэтому страшно интересно, как Екатерина Семенчук проявит себя в этом стиле. Пока можно было услышать лишь роскошь грудного тембра ее Изабеллы в очень маленьком, хотя и удаленьком дуэте, и облизнуться на то, какой дивной красоты могла бы получиться у нее вся партия этой героини-итальянки, призванной навести европейский порядок в запущенном гареме самодура бея Мустафы.
Да и как можно было не спеть играючи, когда ее партнером был сам Ильдар Абдразаков, под гипнотическим взглядом которого разыграется и раскрепостится даже самая спящая оперная красавица. В этом дуэте, как бы шутя написанном 21‑летним Россини, итальянка едва сдерживает себя, чтобы не разразиться приступом хохота над тем, какой пузатый и усатый клиент достался ей для идеологической «проработки». А Мустафа в своих репликах пугается женской власти, роскошных прелестей Изабеллы, открывшихся его взгляду. Семенчук и Абдразаков оправдали ожидания сполна, развеселив слушателей.
По такому случаю за пульт оркестра выбежал маэстро Гергиев, успевший домчаться из Москвы на пару последних номеров. До него же за пультом весь концерт скромно красовался Гурген Петросян.
Главным героем вечера был Ильдар Абдразаков, рядом с которым экзамен на стиль Россини выдерживала юная и относительно юная поросль солистов Мариинского театра. Он начал с традиционной арии дона Базилио о клевете из «Севильского цирюльника», а продолжил уморительным дуэтом Мустафы и Линдоро также из «Итальянки в Алжире», в котором словно факир раскрутил своего коллегу тенора Дениса Закирова на раскованную сценическую игру и пританцовывание в заданной комической ситуации.
Во втором действии Ильдару досталась другая партнерша — меццо-сопрано Цветана Омельчук, с которой был исполнен редкий дуэт Арзаче и Ассура из «Семирамиды». Но тембр певицы рядом с таким сияющим белькантовым басом казался тускловатым, особенно в резковато звучавшем верхнем регистре, равно как оказывалась в глубокой тени и ее техника.
При участии Абдразакова прозвучали и оба финала двух отделений — из первых актов «Севильского цирюльника» и «Итальянки в Алжире». Экзамен по теме «Россини» молодые певцы сдавали с разной степенью успешности, но в целом аттестацию они прошли, доказав, что готовы оттачивать вкус, чтобы соответствовать заветам композитора-праздника. Утонченной лирикой блеснул серебристый тенор Клима Тихонова в виртуозной арии Рамиро из «Золушки», россиниевским опытом деловито поделился бас Магеррам Гусейнов в арии Алидоро из той же оперы. А лирико-колоратурное сопрано Антонина Весенина в выходной каватине Розины из «Севильского цирюльника» пустила все свои исполнительские чары, чтобы напомнить об искусстве легендарных россиниевских примадонн, сводивших с ума музыкальную Европу XIX века.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 149 (7478) от 14.08.2023 под заголовком «Экзамен по теме Россини».
Комментарии