Метафора ужаса войны

В Корпусе Бенуа Русский музей развернул выставку, способную вызвать не меньший интерес публики, чем юбилейные экспозиции Серова и Айвазовского. Она тоже приурочена к дате - 175-летию со дня рождения Василия Верещагина.

Метафора ужаса войны | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Большую часть картин знаменитого баталиста Русский музей получил после посмертной выставки художника в 1904 году. Монографического показа Верещагин дождался только сейчас.

Выставка объединила больше полутора сотен живописных и графических работ из разных собраний - Русского музея, Третьяковской галереи, других российских музеев и ГМИИ Республики Казахстан. Перед зрителями предстали не только прославленные полотна из Туркестанской и Балканских серий, но и менее известные пейзажные этюды и этнографические композиции разных лет. Они демонстрируют грани дарования живописца, которого Илья Репин называл гением.

Один из современников характеризовал Верещагина так - «художник-путешественник, изобразитель ужасов войны, иллюстратор-этнограф, писатель и боевой герой». Все это правда. Верещагин побывал в Дании и на Филиппинах, во Франции и в Индии, у берегов Англии и в Средней Азии, на Кавказе и Кубе, на Балканах и в США. Он и погиб, направляясь в Японию на броненосце «Петропавловск», подорвавшемся на минах на внешнем рейде Порт-Артура.

В операциях русских войск художник, фиксируя обстановку, выступал военным корреспондентом и принимал участие в сражениях, был ранен и награжден.

Верещагин не участвовал в групповых выставках. У него было свыше шестидесяти собственных в России, Западной Европе и США, которые он сам и организовал. Выставки имели большой успех, зрители стояли в очередях, каталоги раскупались, в прессе печатались отзывы. Публику привлекала не только тематика картин, но и необычная подача материала. Стены залов затягивались тканью, звучала музыка. Верещагин показывал работы сериями, сопровождая их предметами из этнографических коллекций, деталями военного снаряжения, оружием, собранными в путешествиях и на местах военных действий.

Особое значение художник придавал рамам. Массивные, богато декорированные, покрытые сусальным золотом, они дорого стоили в изготовлении и при транспортировке, но усиливали впечатление от живописи. В переписке с Третьяковым, покупавшим картины Верещагина, художник часто писал о рамах, просил не посылать без них работы на выставки. Организаторы нынешней экспозиции учли опыт и пожелания художника. Картины представлены в родных рамах.

Выставку дополняют предметы, воссоздающие атмосферу путешествий Верещагина, а также древности - кресты, серьги, пуговицы, перстни из коллекции, собранной художником.

Но главное - живопись.

- Верещагин - один из выдающихся художников XIX века, - говорит заместитель директора Русского музея Евгения Петрова. - Его картины современны. В них нет сюжетов, это метафора ужаса войны. Он ненавидел войну. Две небольшие картинки - «После удачи» и «После неудачи» как с телеэкрана сегодня. На одной изображены исламисты с отрезанными головами врагов в руках, на второй солдат рядом с трупами неприятеля после сражения. Художник словно знал, что будет происходить сегодня.

Выставка начинается не с военных серий, а с работ, пронизанных светом и цветом. Первым бросается в глаза огромное полотно «У дверей мечети». На нем два дремлющих дервиша возле резной двери мечети Хазрет-Ясави в городе Туркестане, построенной в конце XIV века по приказу Тамерлана.

Знаменитый «Апофеоз войны», посвященный автором «всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим» - финал экспозиции. В основе картины исторический факт. В XIV столетии воины Тамерлана оставляли после сражений пирамиды из отрубленных голов врагов. У Верещагина груда черепов на фоне выжженной солнцем степи, над ней вороны - символ разрушительной силы войны. Сам художник с горькой иронией описал жанр картины: «Если не считать ворон, это натюрморт, в переводе с французского - мертвая природа».

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook

Комментарии



Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?