Главная городская газета

Метафора ужаса войны

Свежие материалы Культура

«Культурная» ли виза?

Депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Алексей Цивилев обратился к министру культуры Владимиру Мединском не оказывать поддержу в случае обращения известному американскому актеру Читать полностью

Нестареющая Золушка

История балетных интерпретаций сюжета «Золушки» по известной сказке Шарля Перро богата событиями, именами хореографов, композиторов, исполнителей ведущих партий.

Читать полностью

Меломанов ждал завод

Новый сезон в Мариинке начался музыкой машин.

Читать полностью

Неделя ювелирной моды пройдёт в Музее связи

21-24 сентября 2017 года Музей связи примет неделю ювелирной моды «Сокровища Петербурга», которая объединит почти 250 российских и зарубежных компаний. Читать полностью

Выставка «Блокадный рисунок»

Облик и реалии осаждённого Ленинграда в работах С. П. Светлицкого Читать полностью

Ты записался в плакатисты?

Первую в постсоветское время выставку графической агитации «Плакат эпохи революции» Русский музей открыл в залах Мраморного дворца.

Читать полностью
Реклама
Метафора ужаса войны | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

В Корпусе Бенуа Русский музей развернул выставку, способную вызвать не меньший интерес публики, чем юбилейные экспозиции Серова и Айвазовского. Она тоже приурочена к дате - 175-летию со дня рождения Василия Верещагина.

Большую часть картин знаменитого баталиста Русский музей получил после посмертной выставки художника в 1904 году. Монографического показа Верещагин дождался только сейчас.

Выставка объединила больше полутора сотен живописных и графических работ из разных собраний - Русского музея, Третьяковской галереи, других российских музеев и ГМИИ Республики Казахстан. Перед зрителями предстали не только прославленные полотна из Туркестанской и Балканских серий, но и менее известные пейзажные этюды и этнографические композиции разных лет. Они демонстрируют грани дарования живописца, которого Илья Репин называл гением.

Один из современников характеризовал Верещагина так - «художник-путешественник, изобразитель ужасов войны, иллюстратор-этнограф, писатель и боевой герой». Все это правда. Верещагин побывал в Дании и на Филиппинах, во Франции и в Индии, у берегов Англии и в Средней Азии, на Кавказе и Кубе, на Балканах и в США. Он и погиб, направляясь в Японию на броненосце «Петропавловск», подорвавшемся на минах на внешнем рейде Порт-Артура.

В операциях русских войск художник, фиксируя обстановку, выступал военным корреспондентом и принимал участие в сражениях, был ранен и награжден.

Верещагин не участвовал в групповых выставках. У него было свыше шестидесяти собственных в России, Западной Европе и США, которые он сам и организовал. Выставки имели большой успех, зрители стояли в очередях, каталоги раскупались, в прессе печатались отзывы. Публику привлекала не только тематика картин, но и необычная подача материала. Стены залов затягивались тканью, звучала музыка. Верещагин показывал работы сериями, сопровождая их предметами из этнографических коллекций, деталями военного снаряжения, оружием, собранными в путешествиях и на местах военных действий.

Особое значение художник придавал рамам. Массивные, богато декорированные, покрытые сусальным золотом, они дорого стоили в изготовлении и при транспортировке, но усиливали впечатление от живописи. В переписке с Третьяковым, покупавшим картины Верещагина, художник часто писал о рамах, просил не посылать без них работы на выставки. Организаторы нынешней экспозиции учли опыт и пожелания художника. Картины представлены в родных рамах.

Выставку дополняют предметы, воссоздающие атмосферу путешествий Верещагина, а также древности - кресты, серьги, пуговицы, перстни из коллекции, собранной художником.

Но главное - живопись.

- Верещагин - один из выдающихся художников XIX века, - говорит заместитель директора Русского музея Евгения Петрова. - Его картины современны. В них нет сюжетов, это метафора ужаса войны. Он ненавидел войну. Две небольшие картинки - «После удачи» и «После неудачи» как с телеэкрана сегодня. На одной изображены исламисты с отрезанными головами врагов в руках, на второй солдат рядом с трупами неприятеля после сражения. Художник словно знал, что будет происходить сегодня.

Выставка начинается не с военных серий, а с работ, пронизанных светом и цветом. Первым бросается в глаза огромное полотно «У дверей мечети». На нем два дремлющих дервиша возле резной двери мечети Хазрет-Ясави в городе Туркестане, построенной в конце XIV века по приказу Тамерлана.

Знаменитый «Апофеоз войны», посвященный автором «всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим» - финал экспозиции. В основе картины исторический факт. В XIV столетии воины Тамерлана оставляли после сражений пирамиды из отрубленных голов врагов. У Верещагина груда черепов на фоне выжженной солнцем степи, над ней вороны - символ разрушительной силы войны. Сам художник с горькой иронией описал жанр картины: «Если не считать ворон, это натюрморт, в переводе с французского - мертвая природа».

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook