Метафора ужаса войны

В Корпусе Бенуа Русский музей развернул выставку, способную вызвать не меньший интерес публики, чем юбилейные экспозиции Серова и Айвазовского. Она тоже приурочена к дате - 175-летию со дня рождения Василия Верещагина.

Метафора ужаса войны | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Большую часть картин знаменитого баталиста Русский музей получил после посмертной выставки художника в 1904 году. Монографического показа Верещагин дождался только сейчас.

Выставка объединила больше полутора сотен живописных и графических работ из разных собраний - Русского музея, Третьяковской галереи, других российских музеев и ГМИИ Республики Казахстан. Перед зрителями предстали не только прославленные полотна из Туркестанской и Балканских серий, но и менее известные пейзажные этюды и этнографические композиции разных лет. Они демонстрируют грани дарования живописца, которого Илья Репин называл гением.

Один из современников характеризовал Верещагина так - «художник-путешественник, изобразитель ужасов войны, иллюстратор-этнограф, писатель и боевой герой». Все это правда. Верещагин побывал в Дании и на Филиппинах, во Франции и в Индии, у берегов Англии и в Средней Азии, на Кавказе и Кубе, на Балканах и в США. Он и погиб, направляясь в Японию на броненосце «Петропавловск», подорвавшемся на минах на внешнем рейде Порт-Артура.

В операциях русских войск художник, фиксируя обстановку, выступал военным корреспондентом и принимал участие в сражениях, был ранен и награжден.

Верещагин не участвовал в групповых выставках. У него было свыше шестидесяти собственных в России, Западной Европе и США, которые он сам и организовал. Выставки имели большой успех, зрители стояли в очередях, каталоги раскупались, в прессе печатались отзывы. Публику привлекала не только тематика картин, но и необычная подача материала. Стены залов затягивались тканью, звучала музыка. Верещагин показывал работы сериями, сопровождая их предметами из этнографических коллекций, деталями военного снаряжения, оружием, собранными в путешествиях и на местах военных действий.

Особое значение художник придавал рамам. Массивные, богато декорированные, покрытые сусальным золотом, они дорого стоили в изготовлении и при транспортировке, но усиливали впечатление от живописи. В переписке с Третьяковым, покупавшим картины Верещагина, художник часто писал о рамах, просил не посылать без них работы на выставки. Организаторы нынешней экспозиции учли опыт и пожелания художника. Картины представлены в родных рамах.

Выставку дополняют предметы, воссоздающие атмосферу путешествий Верещагина, а также древности - кресты, серьги, пуговицы, перстни из коллекции, собранной художником.

Но главное - живопись.

- Верещагин - один из выдающихся художников XIX века, - говорит заместитель директора Русского музея Евгения Петрова. - Его картины современны. В них нет сюжетов, это метафора ужаса войны. Он ненавидел войну. Две небольшие картинки - «После удачи» и «После неудачи» как с телеэкрана сегодня. На одной изображены исламисты с отрезанными головами врагов в руках, на второй солдат рядом с трупами неприятеля после сражения. Художник словно знал, что будет происходить сегодня.

Выставка начинается не с военных серий, а с работ, пронизанных светом и цветом. Первым бросается в глаза огромное полотно «У дверей мечети». На нем два дремлющих дервиша возле резной двери мечети Хазрет-Ясави в городе Туркестане, построенной в конце XIV века по приказу Тамерлана.

Знаменитый «Апофеоз войны», посвященный автором «всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим» - финал экспозиции. В основе картины исторический факт. В XIV столетии воины Тамерлана оставляли после сражений пирамиды из отрубленных голов врагов. У Верещагина груда черепов на фоне выжженной солнцем степи, над ней вороны - символ разрушительной силы войны. Сам художник с горькой иронией описал жанр картины: «Если не считать ворон, это натюрморт, в переводе с французского - мертвая природа».

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook

Комментарии