Главная городская газета

Метафора ужаса войны

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

В Президентской библиотеке прозвучит нежная музыка сильного императора

В Колонном зале библиотеки 27 июня петербуржцы  познакомятся с культурной стороной эпохи российского императора Николая I. Читать полностью

Босиком по льду: «Ромео и Джульетта» - в Петербурге

Драматический спектакль Ильи Авербуха до конца июня приехал в Северную столицу. Детали масштабного ледового шоу - в нашем материале. Читать полностью

Театр одного актера на Летних чтениях

В течение трех дней, с 19 по 21 июня, в Петербурге пройдет фестиваль «Летние чтения». В этот раз программа приятно удивит гостей проекта. Читать полностью

Из Петербурга в Токио: история одной выставки

Впервые художественная выставка направилась из России в страну восходящего солнца в 20-х годах прошлого столетия. О том, как это было, вспоминают «СПб ведомости». Читать полностью

Ысыах Олонхо: в Петербурге отметили якутский Праздник лета

Ысыах - в переводе «изобилие» - главный праздник Республики Саха. В Якутии торжества пройдут только 21 июня. Но небольшие выездные ысыахи уже начали свое шествие по России: они состоялись в Калининграде, Владивостоке, Москве... Читать полностью

Концертный хор Санкт-Петербурга: разрушая стереотипы

Премьера большого концертного проекта «Чайковский-гала» состоится сегодня в Большом зале Филармонии и станет приношением к 125-летней годовщине смерти великого русского композитора. Читать полностью
Метафора ужаса войны | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

В Корпусе Бенуа Русский музей развернул выставку, способную вызвать не меньший интерес публики, чем юбилейные экспозиции Серова и Айвазовского. Она тоже приурочена к дате - 175-летию со дня рождения Василия Верещагина.

Большую часть картин знаменитого баталиста Русский музей получил после посмертной выставки художника в 1904 году. Монографического показа Верещагин дождался только сейчас.

Выставка объединила больше полутора сотен живописных и графических работ из разных собраний - Русского музея, Третьяковской галереи, других российских музеев и ГМИИ Республики Казахстан. Перед зрителями предстали не только прославленные полотна из Туркестанской и Балканских серий, но и менее известные пейзажные этюды и этнографические композиции разных лет. Они демонстрируют грани дарования живописца, которого Илья Репин называл гением.

Один из современников характеризовал Верещагина так - «художник-путешественник, изобразитель ужасов войны, иллюстратор-этнограф, писатель и боевой герой». Все это правда. Верещагин побывал в Дании и на Филиппинах, во Франции и в Индии, у берегов Англии и в Средней Азии, на Кавказе и Кубе, на Балканах и в США. Он и погиб, направляясь в Японию на броненосце «Петропавловск», подорвавшемся на минах на внешнем рейде Порт-Артура.

В операциях русских войск художник, фиксируя обстановку, выступал военным корреспондентом и принимал участие в сражениях, был ранен и награжден.

Верещагин не участвовал в групповых выставках. У него было свыше шестидесяти собственных в России, Западной Европе и США, которые он сам и организовал. Выставки имели большой успех, зрители стояли в очередях, каталоги раскупались, в прессе печатались отзывы. Публику привлекала не только тематика картин, но и необычная подача материала. Стены залов затягивались тканью, звучала музыка. Верещагин показывал работы сериями, сопровождая их предметами из этнографических коллекций, деталями военного снаряжения, оружием, собранными в путешествиях и на местах военных действий.

Особое значение художник придавал рамам. Массивные, богато декорированные, покрытые сусальным золотом, они дорого стоили в изготовлении и при транспортировке, но усиливали впечатление от живописи. В переписке с Третьяковым, покупавшим картины Верещагина, художник часто писал о рамах, просил не посылать без них работы на выставки. Организаторы нынешней экспозиции учли опыт и пожелания художника. Картины представлены в родных рамах.

Выставку дополняют предметы, воссоздающие атмосферу путешествий Верещагина, а также древности - кресты, серьги, пуговицы, перстни из коллекции, собранной художником.

Но главное - живопись.

- Верещагин - один из выдающихся художников XIX века, - говорит заместитель директора Русского музея Евгения Петрова. - Его картины современны. В них нет сюжетов, это метафора ужаса войны. Он ненавидел войну. Две небольшие картинки - «После удачи» и «После неудачи» как с телеэкрана сегодня. На одной изображены исламисты с отрезанными головами врагов в руках, на второй солдат рядом с трупами неприятеля после сражения. Художник словно знал, что будет происходить сегодня.

Выставка начинается не с военных серий, а с работ, пронизанных светом и цветом. Первым бросается в глаза огромное полотно «У дверей мечети». На нем два дремлющих дервиша возле резной двери мечети Хазрет-Ясави в городе Туркестане, построенной в конце XIV века по приказу Тамерлана.

Знаменитый «Апофеоз войны», посвященный автором «всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим» - финал экспозиции. В основе картины исторический факт. В XIV столетии воины Тамерлана оставляли после сражений пирамиды из отрубленных голов врагов. У Верещагина груда черепов на фоне выжженной солнцем степи, над ней вороны - символ разрушительной силы войны. Сам художник с горькой иронией описал жанр картины: «Если не считать ворон, это натюрморт, в переводе с французского - мертвая природа».

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook