Метафора ужаса войны

В Корпусе Бенуа Русский музей развернул выставку, способную вызвать не меньший интерес публики, чем юбилейные экспозиции Серова и Айвазовского. Она тоже приурочена к дате - 175-летию со дня рождения Василия Верещагина.

Метафора ужаса войны | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Большую часть картин знаменитого баталиста Русский музей получил после посмертной выставки художника в 1904 году. Монографического показа Верещагин дождался только сейчас.

Выставка объединила больше полутора сотен живописных и графических работ из разных собраний - Русского музея, Третьяковской галереи, других российских музеев и ГМИИ Республики Казахстан. Перед зрителями предстали не только прославленные полотна из Туркестанской и Балканских серий, но и менее известные пейзажные этюды и этнографические композиции разных лет. Они демонстрируют грани дарования живописца, которого Илья Репин называл гением.

Один из современников характеризовал Верещагина так - «художник-путешественник, изобразитель ужасов войны, иллюстратор-этнограф, писатель и боевой герой». Все это правда. Верещагин побывал в Дании и на Филиппинах, во Франции и в Индии, у берегов Англии и в Средней Азии, на Кавказе и Кубе, на Балканах и в США. Он и погиб, направляясь в Японию на броненосце «Петропавловск», подорвавшемся на минах на внешнем рейде Порт-Артура.

В операциях русских войск художник, фиксируя обстановку, выступал военным корреспондентом и принимал участие в сражениях, был ранен и награжден.

Верещагин не участвовал в групповых выставках. У него было свыше шестидесяти собственных в России, Западной Европе и США, которые он сам и организовал. Выставки имели большой успех, зрители стояли в очередях, каталоги раскупались, в прессе печатались отзывы. Публику привлекала не только тематика картин, но и необычная подача материала. Стены залов затягивались тканью, звучала музыка. Верещагин показывал работы сериями, сопровождая их предметами из этнографических коллекций, деталями военного снаряжения, оружием, собранными в путешествиях и на местах военных действий.

Особое значение художник придавал рамам. Массивные, богато декорированные, покрытые сусальным золотом, они дорого стоили в изготовлении и при транспортировке, но усиливали впечатление от живописи. В переписке с Третьяковым, покупавшим картины Верещагина, художник часто писал о рамах, просил не посылать без них работы на выставки. Организаторы нынешней экспозиции учли опыт и пожелания художника. Картины представлены в родных рамах.

Выставку дополняют предметы, воссоздающие атмосферу путешествий Верещагина, а также древности - кресты, серьги, пуговицы, перстни из коллекции, собранной художником.

Но главное - живопись.

- Верещагин - один из выдающихся художников XIX века, - говорит заместитель директора Русского музея Евгения Петрова. - Его картины современны. В них нет сюжетов, это метафора ужаса войны. Он ненавидел войну. Две небольшие картинки - «После удачи» и «После неудачи» как с телеэкрана сегодня. На одной изображены исламисты с отрезанными головами врагов в руках, на второй солдат рядом с трупами неприятеля после сражения. Художник словно знал, что будет происходить сегодня.

Выставка начинается не с военных серий, а с работ, пронизанных светом и цветом. Первым бросается в глаза огромное полотно «У дверей мечети». На нем два дремлющих дервиша возле резной двери мечети Хазрет-Ясави в городе Туркестане, построенной в конце XIV века по приказу Тамерлана.

Знаменитый «Апофеоз войны», посвященный автором «всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим» - финал экспозиции. В основе картины исторический факт. В XIV столетии воины Тамерлана оставляли после сражений пирамиды из отрубленных голов врагов. У Верещагина груда черепов на фоне выжженной солнцем степи, над ней вороны - символ разрушительной силы войны. Сам художник с горькой иронией описал жанр картины: «Если не считать ворон, это натюрморт, в переводе с французского - мертвая природа».

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...