Маска дает свободу самовыражения. Ферруччо Меризи – о спектакле «Лжец»

Маска играет важную роль в спектакле «Лжец» по пьесе Карло Гольдони, который ставит в ТЮЗе им. Брянцева итальянский режиссер, специалист по народной итальянской комедии дель арте Ферруччо Меризи. Премьера назначена на 29 апреля. Пьеса относится к золотой эпохе творчества великого итальянского комедиографа, это образец комедии положений и характеров. В «Лжеце» молодой повеса Лелио, приехав в Венецию, оказывается в центре любовной интриги, которую еще больше запутывает своим даром бурной выдумки и лжи. Итальянский режиссер Ферруччо МЕРИЗИ — директор Экспериментальной актерской школы, руководитель международного театрального фестиваля «Странствующий Арлекин». Вопросы перед премьерой ему задавала Татьяна КОРОСТЕЛЕВА, а с итальянского переводила его ответы Яна ГРИГОРЬЕВА.

Маска дает свободу самовыражения. Ферруччо Меризи – о спектакле «Лжец» | ФОТО Pixabay / onkelglocke

ФОТО Pixabay / onkelglocke

В комедии Гольдони действие происходит в XVIII веке. А в вашем спектакле вы время действия не меняли? Какое будет «тысячелетье на дворе»?

Меризи.jpg

— У нас получается невероятное совпадение. Премьера назначена на 29 апреля, а ведь именно 29 апреля, только 1750 года, происходит действие в пьесе Гольдони. Он его именно в этот год написал, дата событий указана прямо в тексте. Это единственный раз, когда драматург конкретную дату указал. И мы вот так угадали с днем премьеры. Конечно, мы помним, что «на дворе» 29 апреля 2022 года, по декорациям, костюмам видно, что действие происходит не в наше время. Но и не в 1750 году. Теоретически это некое условное, обобщенное время. А возможно, все эти головокружительные события происходили вообще на другой планете.

Вы не впервые сотрудничаете с Театром юных зрителей. Как возникли ваши отношения, ваша дружба?

— Возникли, как и любая дружба: на отношениях от сердца к сердцу. Начиналось все по воле случая. Я участвовал здесь в международном фестивале «Радуга», меня пригласил художественный руководитель ТЮЗа Адольф Шапиро. Мы приехали с актрисой Клаудией Контин, познакомились с труппой, проводили актерские мастер-классы, и в процессе родилась идея пригласить театр к нам в Италию на фестиваль «Странствующий Арлекин» в городе Порденоне, недалеко от Венеции. ТЮЗ привез туда спектакль «Начало. Рисунок первый» и сыграл его с большим успехом. А через год я опять приехал сюда вести мастер-класс и получил предложение поставить на сцене ТЮЗа для российских зрителей спектакль в духе комедии дель арте.

Вы намерены продолжать сотрудничество с русскими театрами?

— В теории — да. Я уже ставил спектакли в России. Сначала в иркутском ТЮЗе имени Вампилова, потом в Школе Константина Райкина, которого высоко ценю. Я влюблен в русский театр, покорeн русскими актерами, их школой, их самоотдачей в работе на сцене. Я в бесконечном восторге от русской публики. Конечно, неизвестно, как будут дальше развиваться события, но на данный момент я наслаждаюсь происходящим на репетициях. ТЮЗ стал мне в какой‑то степени родным, близким, мне нравятся актеры, которые здесь работают. Со многими мы знакомы, они были на моих мастер-классах, кто‑то из них был в Италии на нашем фестивале, поэтому мне легко с ними общаться.

Гольдони сохранял в своих пьесах популярные маски комедии дель арте. В нашей традиции принято считать, что маска что‑то скрывает, прячет. А вы считаете, что, наоборот, маска открывает душу…

— Постараюсь поточнее сформулировать. Вот я обычный человек, у меня нет маски, и я контролирую свои эмоции, поскольку нахожусь в обществе, среди людей. Я знаю, что не нравится другим, я знаю, что не должен делать и что могу делать в соответствии со своим жизненным опытом. И знаю мое лицо. Но если я надеваю маску, это позволяет мне расслабиться, потому что я понимаю — люди уже не могут наблюдать за моими эмоциями и считывать меня, поэтому я могу быть самим собой. Мне уже не надо лицо контролировать. В этом есть интересный психологический момент.

Когда я в маске, я могу скрыть мимику, и человек не может прочитать, нравится мне что‑либо или нет. То есть я могу себе позволить быть самим собой, более свободно раскрываться как личность. Маска дает свободу самовыражения, она не так чтобы открывает, но позволяет увидеть в себе новые возможности.

Маска, вероятно, еще сохраняет молодость. В этом убеждал ваш тезка Ферруччо Салери — знаменитый Арлекин. Он не раз приезжал в Петербург со спектаклем Джорджо Стрелера «Слуга двух господ». Вы, конечно, знакомы?

— Да, я его знаю, он принимал участие в нашем фестивале. На мой взгляд, он вообще лучший Арлекин. Первый раз Арлекин как персонаж возник в спектакле Стрелера после войны, в 1947 году. Салери вошел в спектакль в 1963 году и остался практически только в этом спектакле. Арлекин стал ролью, которую он несет в течение всей жизни. Как‑то я ему позвонил и услышал, что он тяжело дышит, ему трудно разговаривать. Я спросил: «Что с тобой, ты плохо себя чувствуешь?». Он ответил: «Нет-нет, я в очень быстром темпе поднимался пешком на восьмой этаж, потому что у меня завтра спектакль, нужно тренироваться». Ему было тогда 85 лет. Вдохновение и движение — вот секрет молодости.

Вы дописали в пьесе финал, которого нет у Гольдони. Это гимн во славу Венеции. Но он несколько противоречит морали Гольдони, его осуждению лжеца.

— Возможно, это немножко расходится с текстом, но не с духом Гольдони. У него достаточно сложное отношение к так называемым отрицательным персонажам. Например, для него Мирандолина из комедии «Трактирщица», в которую влюбляются все постояльцы гостиницы, — отрицательный персонаж. Может быть потому, что в его жизни был эпизод, описанный в мемуарах, когда он сам влюбился в симпатичную хозяйку гостиницы, а она ему отказала. Но Мирандолина ведь еще и очаровательная женщина, эту роль играли самые блистательные актрисы мира. И Гольдони любит своих негативных персонажей, поскольку это яркие характеры, придающие остроту конфликту, интриге.

Важно, что наш персонаж Лелио не просто лжец, он фантазер. Да, он вторгается в жизнь других людей, но делает это на удивление изобретательно, он светится вдохновением, красноречием, этот герой добавляет вкуса и красок пьесе. Идея, что врать не очень хорошо, останется, но только ею мы не ограничимся.

Российская часть команды — это артисты ТЮЗа, сценограф Надежда Осипова. Расскажите об итальянской команде.

— Это дизайнер по костюмам Элеттра Дель Мистро, композитор Паоло Йус, он приезжал сюда, работал с музыкантами. Художники по изготовлению масок — актрисы моего театра Лючия Дзагет и Джулия Колусси, они прекрасно разбираются в сложной технологии изготовления. Актриса Дарья Садовская помогла мне с переводом пьесы, адаптировала ее к современности, добавила актуальности тексту.

Дарья еще ваш ассистент и по совместительству — супруга. Вы, горячий итальянец, познакомились с ней в холодном Иркутске?

— Это случилось в июне, поэтому не так сильно сказывалось… Дарья играла главную роль в моем спектакле по мотивам Александра Вампилова, где речь шла об отношениях русской девушки и робкого итальянского геолога. Они не знали языка друг друга, но это не помешало им влюбиться.

Прямо автобиографический момент… Вампилов вас соединил. Только у него — «Прощание в июне», а у вас — встреча.

— Но я не такой робкий, как геолог, поэтому Дарья стала моей женой. Сейчас она играет в моем театре, сыграла уже четыре спектакля на итальянском языке. Это она виновата, что я не говорю на русском, она легко овладевает языком, и я не успеваю учиться.

А как вы оказались в Иркутске?

— Тогда был Год Италии в России и Год России в Италии. В Европе наш театр увидел друг Виктора Токарева, руководителя иркутского ТЮЗа. И он сразу заявил: «Вы должны приехать в Иркутск!». И мы два года подряд привозили туда спектакли, проводили мастер-классы, потом Токарев предложил постановку, и я поставил «Король-Олень» Карло Гоцци, кстати, конкурента Гольдони.

После путешествий в Иркутск я начал читать во французском переводе Вампилова, он ведь там гений места. И появилась идея поставить спектакль по мотивам его ранней пьесы «Дом окнами в поле». В русской деревне появляется итальянский геолог, перед отъездом он стучит в дверь к женщине, которую играла Дарья. Он вот-вот должен уехать, они не сказали друг другу ни слова, но у них зародилась любовь. Мне очень понравилось взаимодействие этих двух людей, они очень разные, но в конце концов понимают друг друга.

Пьеса «Лжец» просто лучится радостью жизни, красками карнавала, молодости, веселья. А время сейчас напряженное. Нет ли опасения, что спектакль несколько не ко времени?

— Я думал об этом. И еще задумывался о том, что думает сейчас русская публика об Италии. Я не во всем разделяю позицию моей страны по отношению к происходящим событиям.

Да, в спектакле есть свежесть Венеции, есть игра, веселье, но там показаны еще главные общечеловеческие характеры, понятные всем чувства — любовь, доброта, доверчивость, стремление к счастью. В любое время, как бы ни складывалась ситуация, мы прежде всего должны оставаться людьми. Несмотря на все проблемы, мы верим в будущее. Я часто думаю, что культура — это как плодовое дерево, как финиковая пальма. Тот, кто выращивает это дерево из семени, скорее всего, никогда его плод не съест, потому что нужно много времени для того, чтобы дерево дало плоды. Мы сейчас сажаем семя, а есть фрукты будут уже наши дети. Мы не знаем, как повернется история, что случится в будущем, я ставлю спектакли сейчас, а оценивать плоды творчества будет уже наше потомство.

Культура не может зависеть от политики, это разные понятия. Искусство и культура — главные элементы цивилизованного общества, они преодолевают границы времени и пространства. Мы работаем для общего мира, для общего будущего.


#театр #спектакль #ТЮЗ

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 77 (7160) от 28.04.2022 под заголовком «Свобода под маской».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?