Маленькая хозяйка больших стадионов
В переполненном Петербургском СКК выступила Земфира Рамазанова, известная просто как Земфира. Концерт состоялся в рамках тура «Маленький человек», охватившего двадцать городов России и страны ближнего зарубежья. Журналисты уже подняли шумиху, что этот тур станет последним в карьере певицы, которой в этом году исполнится сорок лет.

ФОТО Сергея ШИХАДЖА
Земфира спела своего «Маленького человека» ближе к финалу – перед тем как исполнила на бис еще несколько хитов. «Я – маленький человек, мне нужно куда-то плыть... Мне нужен какой-то свет, чтобы видеть хотя бы сны» – одна из самых личных композиций прозвучала как исповедь маленькой хозяйки больших стадионов. Каждая песня Земфиры будто страница дневника, вырванная из сердца и брошенная в толпу.
Вот она перед нами, какая есть. Ранимая женщина, созревшая девочка-скандал (в свое время песни «Девочка-скандал» и «Созрела» занимали первые строки хит-парадов), одинокая, искренняя. Грустная улыбка, слезы в глазах. Когда сняла пиджак, украшенный вышитыми золотыми жуками, осталась в простенькой футболке и черных брюках. Кажется, ни одной заранее продуманной фразы и выверенной позы, никаких отрепетированных движений. Кумиры миллионов обычно ведут себя по-другому – согласно тщательно подобранному имиджу. А Земфира, похоже, вообще не думает, как выглядит со стороны.
Она бегала по сцене, играла на синтезаторе и на гитаре, немного неловко взяла букет ромашек, преподнесенный поклонниками («Ромашки» – едва ли не самая известная ее песня), снимала людей в зале на видео своим айпадом («Вы же снимаете, и я хочу!»)... Рассказала, как летала на вертолете в Петергоф, и чуть не прослезилась, признаваясь в любви нашему городу и местным рокерам, передала привет Ренате Литвиновой и похвалила своих британских музыкантов.
На этот раз Земфира собрала почти полностью зарубежную команду. Все участники группы – суперпрофессионалы – обеспечили концерту тот энергетический заряд, который позволяет управлять многотысячным залом на протяжении двух часов. Это был и ритмичный хард-рок, и немножко брит-поп, иногда пронзительный блюз. Предыдущий альбом Земфиры «Жить в твоей голове» (2013) самый разнообразный по стилистике из всех ее альбомов. В нем певица, оставаясь верной рок-н-роллу, экспериментировала с электроникой и модными современными направлениями.
В конце 1990-х девушка Земфира, поэт и композитор из Уфы, приехала покорять Москву. И стала духовным лидером поколения (так о ней написано в учебниках для 9-го класса). Однако ее песни совсем не напоминают манифесты. Земфира поет о своей внутренней борьбе, о превратностях любви и праве на счастье. Эти странные стихи не всем понятны, но многим оказались близки. В зале были не только те, чьи духовные ценности сформированы выстраданными строками Земфиры Рамазановой, но также их родители. Судя по всему, последующее поколение тоже готово идти вслед за Земфирой – в зале было много школьников, распевающих наизусть не только старые хиты, но и новые песни. («Всем нужны деньги, а что такое деньги?! Уже который день я болею от обиды на людей. А на улице прекрасная весна!») Подростки направляли на свою героиню планшеты и телефоны, стремясь остановить мгновение, в котором она, безусловно, прекрасна.
Земфира поет о том, что хочется жить, и воспринимает жизнь как чудо, которое глупо растрачивать на бессмысленную погоню за славой и богатством. У нее есть и успех, и деньги. Но она по-прежнему ищет самое главное. Хрупкая женщина в поисках любви.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 056 (5673) от 01.04.2016.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии