Макет в натуральную величину. Каким должен был быть памятник первой санитарной карете

В потоке новостей об установке в Петербурге памятников и мемориальных досок апрельское сообщение об открытии на площадке «Пискаревский, 49» Боткинской больницы памятника первой в России санитарной карете для перевозки инфекционных больных занимало всего несколько строк. Из них можно было узнать имена инициаторов создания необычного монумента и меценатов, выделивших средства на его изготовление. Но только не авторов.

Макет в натуральную величину. Каким должен был быть памятник первой санитарной карете | ФОТО пресс-службы комитета по здравоохранению Петербурга

ФОТО пресс-службы комитета по здравоохранению Петербурга

Нам удалось выяснить, что первоначальный проект почетного архитектора России Бориса Бейдера сильно отличался от кареты, установленной перед больничным зданием. Как рассказал архитектор, около четырех лет назад к нему обратился Алексей Яковлев, тогдашний главный врач Боткинской больницы, и предложил создать проект памятника. Бейдер поднял архивные материалы и нашел изображение первой санитарной кареты. Она была построена в мае 1883 года в Петербурге каретным мастером Брейтенгамом по рисунку гласного Городской думы Неллиса. Идея создания кареты для инфекционных больных принадлежала знаменитому врачу Сергею Боткину.

Архитектор придумал композицию памятника. Пара лошадей, везущих медицинскую карету ко входу в больницу, должна была располагаться на постаменте под небольшим углом к поверхности земли, чтобы вся композиция выглядела динамичнее и лучше просматривалась с Пискаревского проспекта. Последнее особенно важно, поскольку памятник находится на территории больницы и посторонние могут увидеть его только из‑за ограды.

Для дальнейшей работы архитектор пригласил скульптора Андрея Широкова для создания скульптур лошадей. По словам Бориса Бейдера, проект был показан в КГА и согласован главным художником Петербурга. Хотя, строго говоря, для памятников, размещаемых на ведомственных территориях, это необязательно.

Авторы приступили к исполнению заказа. Архитектор разработал постамент, благоустройство с декоративным мощением малыми формами, систему освещения памятника. Постамент предполагалось создать из гранитных блоков. Они располагались на площадке, мощенной булыжным камнем. Скульптор выполнил эскизы лошадей. В качестве материала для кареты был выбран металл, для лошадей — композит из полимеров. Весь памятник окрашивался в колер «старая бронза». Чтобы зритель сразу видел — перед ним памятник медицинской карете, а не имитация специального транспортного средства.

По проекту успели выполнить благоустройство, установить постамент и столбы освещения. Но в начале 2020 года сменилось руководство Боткинской больницы. Архитектору сообщили, что у проекта новый куратор и ему не нравится общая концепция памятника.

По словам Бейдера, авторы ждали, что их пригласят для обсуждения деталей. Но пауза затянулась. В то время Борис Бейдер был занят другим важным проектом. Он работал архитектором над памятником Александру III в Гатчине. Фотографии с открытия этого монумента, в котором участ­вовал президент России, находятся на почетном месте в мастерской Бейдера. Замечу, что на сайте ГМЗ «Гатчина» указано: памятник создал Владимир Бродарский на основе скульптурного эскиза Паоло Трубецкого и названо имя архитектора.

Прошел почти год. О том, что памятник медицинской карете открыли, Борис Бейдер, по его словам, узнал случайно. А когда увидел фотографии, то удивился трем вещам. Отсутствию лошадей, развороту кареты, а также использованию краски, далекой от имитации бронзы. Что делает карету похожей на макет в натуральную величину.

По словам архитектора, в этой ситуации он не может считать себя автором памятника первой в России санитарной карете. Деловая, да и просто человеческая этика требовала, чтобы заказчики памятника с ним встретились и деликатно поговорили о принятом решении.

Возможно, поискали бы компромиссные варианты. А так получилось, что памятник первой в России санитарной карете возведен хозспособом.

Уместно тут вспомнить слова президента Санкт-Петербургского союза архитекторов Владимира Григорьева, сказанные недавно в интервью нашей газете: «Беспокоит то, что исчезает понятие этики в профессии. Пойти утверждать проект, сделанный другими, переклеив штампы, стало обычным делом»...


#памятник #скорая помощь #архитектор

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 108 (7191) от 17.06.2022 под заголовком «Карета впереди лошадей».


Комментарии