Люди Икс. Музыкальный конкурс имени Георга Отса третий год остается без гран-призера

Третий международный музыкальный фестиваль-конкурс имени знаменитого певца третий год подряд остается без гран-призера, но обладателя 1-й премии (2000 евро) отыскал: им стал 23-летний сибиряк Гурий Гурьев.

Люди Икс. Музыкальный конкурс имени Георга Отса третий год остается без гран-призера | ФОТО Анны ТЕПЛОВОЙ/ предоставлено организаторами конкурса

ФОТО Анны ТЕПЛОВОЙ/ предоставлено организаторами конкурса

Международных вокальных конкурсов с многолетней серьезной репутацией в Петербурге несколько: конкурс Елены Образцовой, конкурсы Ирины Богачевой - «Санкт-Петербург» и «Три века классического романса», конкурс им. Римского-Корсакова (правда, он переехал в Тихвин, но остается связанным с Мариинским театром). Не говоря о номинации «Сольное пение» на конкурсе Чайковского, прослушивания которой тоже вот уже три года подряд проходят в городе на Неве.

У каждого из упомянутых конкурсов своя сложившаяся репутация, о каждом из них идет своя молва, далеко не всем лауреатам и даже гран-призерам удается выстроить удачную международную карьеру. Но так или иначе понятно, что талантливая вокальная молодежь жадно выискивает новые состязания, где можно попробовать поймать свою удачу. Таким три года назад стал для молодых конкурс им. Георга Отса. Количество участников к третьему конкурсу выросло в геометрической прогрессии, в этом году их стало 157. Прослушивания были живыми, без предварительного просмотра видеозаписей. География конкурсантов включала кроме России Белоруссию, Казахстан, Украину, Азербайджан, Австрию, Германию, Китай, Корею, Литву, Монголию, Норвегию, Польшу и Эквадор. Столь завидной географии не было в номинации «Сольное пение» даже на конкурсе Чайковского, хотя участниками из Эквадора, Австрии и Норвегии оказались молодые россияне, силой судеб заброшенные на эти земли.

В состав жюри под председательством итальянского менеджера Луки Тарджетти вошли американец Питер Карвелл, исполнительный директор Музыкального фонда Ричарда Такера, оперный агент Алекс Григорев, кастинг-менеджер Латвийской национальной оперы Илзе Спранцмане, художественный руководитель оперного фестиваля в ирландском Уэксфорде Розетта Кукки, главный дирижер Государственного театра оперы и балета Азербайджана Эйюб Кулиев и художественный руководитель оперной труппы Приморской сцены Мариинского театра Лариса Дядькова.

Конкурс взял в качестве своего покровителя имя Георга Отса, выдающегося певца, родившегося в Петрограде, но большую часть жизни прожившего в Таллине. Достижением этого года стало присвоение имени Георга Отса скверу на Охте неподалеку от места, где родился знаменитый баритон. Имя певца знали и в странах Европы благодаря его выступлениям в оперных театрах. Имя это «отыгрывает» идею не только человека мира, но и универсального певца, убедительного и в опере, и в оперетте, и в изысканной камерно-вокальной лирике, и в эстрадной песне.

Самым «отсовским» получился первый конкурс, когда арию из оперетты в финале должны были исполнить все без исключения участники. В программу второго тура тогда входило и обязательное камерно-вокальное сочинение, которое впоследствии упразднили. Третий конкурс резко сократил свои амбиции по поиску универсального певца, выставив оперетту в необязательную отдельную номинацию, куда заявки подали лишь треть участников. А сами конкурсные выступления в зале Капеллы были больше похожи на так называемые auditions - прослушивания, устраиваемые в Европе для поиска исполнителей тех или иных партий. Вероятно, этот формат был в этот раз единственно возможным, чтобы удовлетворить заявки всех 157 молодых певцов, сделавших взнос 100 евро, и более понятен для зарубежного жюри, чем верность идее поиска универсального певца.

Этот конкурс стал для организаторов непростым уроком, после которого, вероятно, нужно будет пересмотреть регламент, чтобы не превратиться в прагматичное прослушивание. Первый тур, ограниченный двумя днями, особенно во второй половине обернулся изматывающим марафоном для жюри. При этом зрителей на бесплатных прослушиваниях в этом году было мало. Картина выступавших оказалась примерно похожей на другие конкурсы: девушки - в большинстве, юноши - в меньшинстве. Решения жюри по второму туру удивили, создалось впечатление, будто нарочно удалены сильные участницы. Но еще больше удивили итоги конкурса: призовые места некоторые лауреаты получили огромным авансом. Например, вокально некрепкий бас Иван Щербатых, живущий сегодня в немецком Киле (3-я премия), показал артистическую несостоятельность на всех трех турах. (Вторую 3-ю премию получил 21-летний узбекский баритон Акылбек Пиязов.)

«Мистером Икс» назвали Олега Федоненко, который показал среднестатистический баритон, зато продемонстрировал эффектный концертный костюм. Второе место получила петербурженка Дарья Росицкая, солистка театра «Зазеркалье», радовавшая все три тура яркими, зрелыми артистическими интерпретациями.

Возрастной лимит на этом конкурсе был повышен до 38 лет, но предпочтение среди финалистов было отдано тем, кому немногим за 20. В номинации «Оперетта» лауреатом первой премии стала 28-летняя сопрано Лаура Меенен, представлявшая Берлин. Своим загадочным, мерцающим лирическим сопрано она больше дразнила слух, чем показывала объем голоса во всей его полноте. Вторую премию абсолютно заслуженно получила Елена Миляева, также солистка «Зазеркалья», которая не на шутку завела зал чардашем Розалинды из «Летучей мыши» Штрауса. Акылбека Пиязова жюри решило отметить и в оперетте, хотя до победного лоска ему свои выступления еще доводить и доводить.

Также много работы предстоит и главному победителю Гурию Гурьеву (он на снимке), солисту Новосибирского театра оперы и балета. Ему явно есть что сказать в разных жанрах. Но при всем артистизме и яркой артистической индивидуальности ему нужно еще шлифовать свой вокал, выравнивая регистры, укрепляя верх и низ и обретая зрелость.

#музыка #конкурс #Георг Отс

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 129 (6482) от 17.07.2019 под заголовком «Люди Икс».


Комментарии