Люди – это хорошо. Мысли о спектакле по рассказам Шукшина в «Приюте комедианта»
Герои этого спектакля – добрые и злые, сильные и несчастные, простые и нелепые – живут среди нас.
Фото Ульяны Ильиной / Предоставлено пресс-службой театра «Приют комедианта»
«Приют комедианта» включился в «шукшинскую эстафету» петербургских театров весной 2017 года. Спектакль «Хорошо. Очень!» поставил Василий Сенин – режиссер поколения сорокалетних, ученик Петра Наумовича Фоменко.
Для своего спектакля режиссер выбрал пять рассказов Василия Шукшина: «Микроскоп», «Срезал», «Мой зять украл машину дров», «Мужик Дерябин» и «Сапожки». Словно следуя традиции, заложенной «Рассказами Шукшина» московского Театра Наций, одни и те же актеры здесь переходят из эпизода в эпизод, меняя роли, а с ними – возраст, профессию, характер.
Фото Ульяны Ильиной / Предоставлено пресс-службой театра «Приют комедианта»
Впрочем, подобная структура характерна для постановок, основанных на коротких, порой не связанных с собою историях. Она же позволяет в рамках одного спектакля показать мастерство всей труппы и каждого конкретного актера. В спектакле «Хорошо. Очень!» два состава, в увиденном главные роли исполняли: Вячеслав Коробицын, Соня Горелик, Александр Машанов, Денис Кириллов и Полина Фетисова, Юлия Молчанова, а также юный артист – Максим Смирнов. Именно он первым выходит на сцену и начинает читать пушкинское «У Лукоморья дуб зеленый».
Порой кажется, что для современных молодых режиссеров СССР – именно сказочное Лукоморье, то ли быль, то ли небыль. Своих впечатлений у них мало, они отрывочные, а воспринимать опыт тех, кто жил в советское время – дело довольно непростое. Ушедшую страну у нас вспоминают с диаметрально противоположным мнением – кто с огромной нежностью, кто с ненавистью. Примирить эти два лагеря невозможно.
Однако Сенину это невозможное почти удалось. Главный его помощник – чувство юмора. А это, наверное, наша главная национальная черта и единственная для сегодняшнего времени возможность «подойти» к творчеству Шукшина. В этом спектакле рожают под гимн СССР, а Брежнев по вечерам говорит с народом вместе с персонажами из «Спокойной ночи малыши». Впрочем, смех здесь чередуется с жуткой хроникой уничтожения церквей, афористичное «Нам дают за работу?» с грустными деталями быта среднестатистической советской семьи.
Фото Ульяны Ильиной / Предоставлено пресс-службой театра «Приют комедианта»
Сценографию режиссер создавал сам: серые стены, видавший виды холодильник, родные эмалированные тазики и ведра. Зрители постарше смотрят на сцену с ностальгией, помоложе – с удивлением и интересом. Впрочем, так ли важно, насколько точно в спектакле отображена эпоха? Время можно не помнить, его можно не знать. Важнее другое – чувствует ли режиссер и его актеры тех людей, что живут на страницах рассказов Василия Макаровича. Актеры этого спектакля шукшинских героев чувствуют. С первого же эпизода (пожалуй, не самого удачного в постановке) начинается череда очень близких обычному зрителю, абсолютно узнаваемых персонажей. Андрей Ерин в исполнении Вячеслава Коробицына – мечтатель из бесконечного ряда наших людей, которые тяжело живут, но этого не замечают и об этом не печалятся. Потому что высоко мыслят.
Фото Ульяны Ильиной / Предоставлено пресс-службой театра «Приют комедианта»
Актер Александр Машанов в эпизоде «Срезал» – вредный спорщик из народа, в бабочке, тренировочных штанах и скафандре из папье-маше. Впрочем, он довольно лихо «срезает» кандидата наук под одобрение всего зрительного зала. Следующий рассказ, и на сцене циничный государственный обвинитель, который только что пытался посадить несчастного парня на три года. А сейчас он спокойно сидит, лениво жует бутерброд и спрашивает у человека, которому мог сломать жизнь, где же купить дорогой кожаный пиджак.
Прекрасную галерею персонажей создает Юлия Молчанова. Она хороша даже в образе тещи-мегеры, «строительницы первых колхозов». А сам рассказ «Мой зять украл машину дров» – кульминация всего спектакля, шукшинской прозы и прозы нашей жизни, где трагедия соседствует с комедией, а нелепость и несправедливость порой побеждается еле слышной правдой.
Фото Ульяны Ильиной / Предоставлено пресс-службой театра «Приют комедианта»
Исполненная Соней Горелик в этом же эпизоде роль судьи – это, как принято говорить, «стопроцентное попадание», а молодая актриса Полина Фетисова в каждой истории создает не менее точные и всегда очень разные образы. Порой даже не верится, что на сцене находится один и тот же человек.
Это по-настоящему актерский спектакль. Режиссер (к слову, Василий Сенин когда-то и сам учился на актерском факультете у Вениамина Фильштинского) дает право именно артистам быть центром своей постановки. Завершает его спектакль рассказ «Сапожки». Пронзительный, трогательный, он часто переносится на сцену современными режиссерами. В уже упомянутом (и ставшем для российских театров «флагманским») спектакле Театра Наций эта история решена карикатурно, гротескно. Здесь же два актера – Денис Кириллов и Юлия Молчанова – создают на сцене такую атмосферу любви и нежности, что она разливается по всему залу, заставляя зрителей слушать героев почти не дыша.
Фото Ульяны Ильиной / Предоставлено пресс-службой театра «Приют комедианта»
Конечно, при желании в этом спектакле можно найти к чему придраться. Само сочетание видеопроекций, кадров документальной хроники и музыкального материала кажется сумбурным и не всегда понятным зрителю. Впрочем, фантазия режиссера – это фантазия режиссера. Главное, что с этого спектакля зрители уходят с хорошим настроением. Этот тот случай, когда искусство – не искусственно, а созданные на сцене герои – живые. Добрые, злые, сильные и несчастные, простые и нелепые, но именно живые. Они так редко появляются в современном театре, хотя стоит отъехать от любого нашего города на пару десятков километров и становится понятно – они не ушли с эпохой, они до сих живут среди нас. И это очень хорошо.
Комментарии