Лучшим спектаклем фестиваля «Арлекин» стала «Комната Герды» Яны Туминой

В программе XVI фестиваля «Арлекин» были представлены, как и полагается, если речь идет о детских спектаклях, все жанры, кроме скучного.

Лучшим спектаклем фестиваля «Арлекин» стала «Комната Герды» Яны Туминой | Алиса Олейник в спектакле «Комната Герды». ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля

Алиса Олейник в спектакле «Комната Герды». ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля

Афиша была насыщенной: помимо номинантов на Российскую национальную премию в нее вошло немало внеконкурсных постановок, а также читки пьес, мастер-классы, дискуссии. И всюду было многолюдно, а значит, тема «театр для детей» продолжает волновать как родителей, так и создателей спектаклей, которые рассчитаны и на ребят категории три плюс, и на тинейджеров.

В этом отношении образцовым тюзовским спектаклем следует признать «сериал» Андрея Могучего «Три толстяка». В течение двух вечеров (продолжение следует!) зал БДТ заполняла аудитория семейного просмотра. Молодые папы и мамы с нарядными чадами, бодрые бабушки, которые застали времена Товстоногова, и независимые подростки, узнавшие об «улетном» спектакле из соцсетей, - все они по-разному реагировали на зрелище в жанре фэнтези, разворачивавшееся не только на сцене, но и в зале. По проходам со скоростью ветра проносились стайки девчонок-инопланетянок, над головой из ложи в ложу шел по канату акробат-революционер Тибул, из-под земли поднимались и с неба спускались по-голливудски ослепительные Розовые дамы... С рабочего стола доктора Гаспара Арнери стекала подозрительная зеленая масса, сам же великий ученый (Александр Ронис) спал без задних ног... Незатейливые мелодии песенок-считалок сменялись грозными ритмами рока а-ля Диана Арбенина... Мультяшные персонажи взаимодействовали с человекообразными героями...

Эта гремучая смесь могла озадачить только публику старшего поколения. Молодняк, взросший на компьютерных играх и киношных звездных войнах, принимал сценическое шоу на ура. Мимо них пролетали разве что отдельные шутки. Зато лав стори Девы-Смерти (Аграфена Петровская) пронимала до слез. Таким образом, Большой драматический театр достучался наконец до своей целевой аудитории и может использовать «Три толстяка» (особенно когда поставит еще и третью серию) на утренниках в дни школьных каникул.

Семейный просмотр всегда был мечтой детских театров. ТЮЗы справедливо опасались культпоходов, когда во время спектакля ребята в основном выясняли отношения друг с другом, мало реагируя на сценические перипетии. Выход в театр с родителями - совсем другое дело. Если, конечно, ребенка не тащат туда силком. На спектакли «Арлекина» насильно не водят. Во-первых, сюда идут удовольствия ради. Во-вторых, театр «Зазеркалье» - идейный вдохновитель арлекинского движения - за годы своего существования воспитал не одно поколение продвинутых зрителей, которые уже и детей, и внуков пристрастили к хорошему театру. В-третьих, из более чем сотни российских спектаклей на фестиваль отобраны самые-самые представительные и привлекательные.

Так что порой смотреть на зрителей столь же интересно, сколько и на сцену.

Скажем, постановка «Сны Пиросмани» в Упсала-цирке. Режиссер Лариса Афанасьева заразила любовью к грузинскому колориту, быту, музыке и пейзажам не только своих артистов. В спектакле принимают участие студийцы - трудные подростки и «особенные дети». Буквально рука об руку с воздушными гимнастами и жонглерами они взлетают на качелях, танцуют, превращаются в персонажей знаменитых полотен. Изумительно точно здесь найден эквивалент примитивистской живописи: наивное искусство - это то, чего жаждет душа ребенка, и то, на что откликается сердце зрителя. Муза художника актриса Маргарита, пирующие крестьяне и князья, духанщики и музыканты, ягнята, олень и жираф... Оживших героев Пиросмани зал то и дело приветствует взрывом аплодисментов. А в финале юные артисты никак не хотят расстаться со сценой, продолжая ходить колесом, делать сальто и кланяться. Конечно, в зале были и родные циркачей, и их волнение добавляло зрелищу остроты.

Оба спектакля - и работа БДТ (где, кстати, тоже любят помогать «особенным детям»), и постановка Упсала-цирка - стали лауреатами премии «Арлекин». А лучшим спектаклем жюри назвало «Комнату Герды» режиссера Яны Туминой, поставленную в театре «Особняк» и уже награжденную «Золотой маской».

Каждый из лауреатов получил несколько наград, были отмечены и музыка, и свет, и актерские работы, и сценография. Все по заслугам! Но всех их объединяет почти забытое современной сценой свойство - театральное волшебство. Притом что над спектаклями трудились волшебники всех мастей и поколений. Так, сказочная «Комната Герды» возникла словно по воле Оле Лукойе с его знаменитым «Снип-снап-снурре!» буквально на ладони Снежной королевы. А удостоенный спецприза зрительских симпатий «Чев-Чев» (театр обско-угорских народов «Солнце») родился, как видно, не без помощи ханты-мансийских шаманов. История и фольклор русских немцев вдохновили авторов спектакля «Папин след» Северного драматического театра им. М. А. Ульянова. А социокультурному проекту «Квартира» приз достался благодаря Хармсу, нашептавшему режиссеру Борису Павловичу сюжеты для петербургских «Недетских разговоров»...

Призы «Арлекин» раздавал щедро. А главное - он обозначил радужную перспективу: в апреле будущего года мы встретимся вновь и увидим к тому же новые спектакли, финансово поддержанные премиями, которые получили театр «Особняк» и Театральная лаборатория Яны Туминой.

Читайте также о спектакле «Узник» в ТЮЗе. 

В Театре имени Ленсовета можно было услышать песни военных лет, сообщил портал МИА МИР.

#театр #спектакль #фестиваль

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 080 (6433) от 06.05.2019 под заголовком «Оле Лукойе: сон в руку».


Комментарии