Литературный музей в большом городе. Как не быть скучными?

В Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме прошел «круглый стол» под названием «Литературный музей в пространстве города» — одно из событий IV международной конференции «Милош — Бродский — Венцлова» (Музей Анны Ахматовой проводит ее вместе с Польским институтом в Санкт-Петербурге).

Литературный музей в большом городе. Как не быть скучными? | Иллюстрация alexwhite/shutterstock

Иллюстрация alexwhite/shutterstock

«Всякий раз, когда речь заходит о литературных музеях, я вспоминаю суровую шутку Честертона, который писал, что не понимает, зачем нужен литературный музей. Собираются люди и с восторгом смотрят на ручку, которой Джордж Элиот писала «Мельницу на Флоссе». Может, лучше лишний раз перечитать «Мельницу на Флоссе»?

Именно так Никита Елисеев, библиограф, публицист и переводчик, выступивший в роли модератора, начал разговор. И хотя он сразу признался, что не разделяет точку зрения Честертона, шутка задала тон всей дискуссии.

— Парадокс Честертона — Елисеева до сих пор не разрешен, — признался один из участников — доцент факультета свободных искусств и наук СПбГУ Денис Ахапкин. — Парадокс заключается в том, что, с одной стороны, ручка великого писателя нам интересна, а с другой стороны, никакого интереса не представляет.

А затем он весьма убедительно рассказал о плюсах и минусах типичного литературного музея старой формации:

— Я буду говорить об условном музее, который назову Литературным музеем покойного Ивана Петровича Белкина (был такой писатель, он написал пять повестей, они все хорошо известны). Что представлено в экспозиции дома-музея Ивана Петровича? Генеалогия семьи Белкиных на красивых таблицах, сапоги Ивана Петровича, перо, которым он писал, фотокопия письма девицы К. И. Т., которым она сопроводила два своих рассказа (сюжеты «Метели» и «Барышни-крестьянки», как вы знаете, подарены Белкину именно этой девицей. — Д. Г.). Каждый год по осени в музее проводятся Белкинские чтения, на которые собираются крупнейшие белкиноведы. Туда приезжают только настоящие поклонники творчества Белкина, и если кто-нибудь не знает наизусть всех пяти повестей или хотя бы четырех с половиной, то ему там делать нечего.

Возникает вопрос — есть ли посетители в музее Белкина и кто туда заходит? Я был там один раз, видел сапоги и фотокопию письма. Кстати, само письмо хранится в федеральной библиотеке имени Белкина, и все исследователи предпочитают работать с ним там. Я был в музее, и я туда больше никогда не зайду...

Каким должен стать музей Ивана Петровича Белкина, чтобы туда захотелось вернуться? Денис Ахапкин знает ответ и на этот вопрос.

В музее должны храниться некие уникальные, подлинные материалы, считает он. Это раз. Музейная активность должна быть каким-то образом связана с проблемами современности. Это два. И три — в музее должны постоянно происходить какие-то события, интересные и неожиданные.

Примером такого живого музея может, по мнению доцента, служить Музей «Пана Тадеуша» во Вроцлаве (Польша). Он посвящен поэме Адама Мицкевича «Пан Тадеуш». В нем хранится оригинальная рукопись поэта, один из разделов посвящен истории радио «Свободная Европа», а вся экспозиция в целом заставляет задуматься о проблеме свободы — одной из самых актуальных для современного мира.

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме — еще один образчик музея, отвечающего всем трем критериям. О нем рассказала его директор Нина Попова:

— Ядро музея, смысл музея, точка отсчета — квартира на 3-м этаже, где жила почти 20 лет Анна Ахматова, где сохраняется то, чего касалась рука поэта. И это очень важно, потому что именно подлинность вызывает доверие. Есть константа — история жизни. А вокруг меняющиеся экспозиции.

Николай Пунин, муж Ахматовой, был историком искусства. И когда мы открыли выставочный зал, мы захотели рассказать о творчестве художников, которых он знал и которых сталинское время забыло, вычеркнуло. И была целая эпоха нашей жизни, когда мы выставляли только это. Потом нашли другой поворот...

Здесь действительно умеют находить неожиданные, актуальные повороты. «Круглый стол», посвященный роли и миссии литературных музеев, — лишь одно из интересных событий, которые в Фонтанном доме случаются постоянно. Но, оказывается, для современного города и этого мало.

— Мне кажется, что литературный музей должен провоцировать на неудобный, серьезный разговор, — считает главный редактор портала Brodsky.online Павел Котляр. — Он должен не просто осмыслять те или иные тексты или события. Он должен генерировать высказывания, которые могли бы стать источником общественных дискуссий. Музей, как живая субстанция, должен и отвечать на вызовы времени и создавать их.

Да, вероятно, и такие музеи-форумы тоже нужны. Но неужели только такие? Как тогда сохранить сакральность музейного пространства? И нужно ли ее сохранять? Вопросов на «круглом столе» прозвучало больше, чем ответов (что, собственно, нормально для умеющих мыслить людей). Литературному музею предложили сыграть не одну, а несколько ролей (хранителя памяти, просветителя, педагога, организатора), а парадокс Честертона так и не был разрешен. Зато стало ясно — показателем работы музея служит не столько количество посетителей, сколько та их часть, которая возвращается сюда снова и снова.

#музей #литература #круглый стол

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 169 (6268) от 13.09.2018 под заголовком «Литературный музей в современном городе».

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.