Либо сидящий Нестор, либо стоящий Гоголь. Какие новые памятники могут появиться в Петербурге?
Споры о том, какие новые памятники имеют право на появление в Петербурге, не стихают. Сегодня к разговору «Санкт-Петербургские ведомости» пригласили Алексея ЛЕПОРКА, историка искусства, культуролога, научного сотрудника Эрмитажа.

ФОТО Дмитрия ИВАНОВА
— Существуют три варианта установки скульптуры в городском пространстве. Первый — на общедоступной территории, что требует долгих согласований. Такие согласования не нужны, если скульптура предназначена для ведомственной территории или если она станет элементом благоустройства…
— Скажу сразу: обсуждение скульптуры как предмета благоустройства следует вынести за скобки с самого начала. Если у кого‑то возникает инициатива украсить таким образом двор или детскую площадку, то для ее одобрения достаточно и районного дизайнера. Если получится совсем глупо, то жизнь заставит скульптуру убрать, а если удачно, так и хорошо. Подобные «украшения» с годами могут стать и приметами ушедшего времени. Многих умиляют бетонные мишки во дворах исторического района Коломна и на Старо-Петергофском проспекте.
История с «Венерой Коломенской», стоящей в Дровяном переулке, только подтверждает факт популярности такой скульптуры. Ведь люди собирали деньги на ее реставрацию. Местные жители сроднились с ней, а случайные прохожие радуются неожиданной встрече.
Ровно из той же оперы и беседки, к примеру, ротонда во дворе дома по Садовой улице, 109.
— А памятники на ведомственных территориях?
— С ними сложнее, но и проще. Кто их увидит? Ну поставят памятник основателю завода. Что в этом плохого? Само предприятие его и охранять будет. А закроется завод, тогда городу придется задуматься — оставлять доставшееся на месте или нет…
— Но случаются неудачи и с памятниками, проекты которых прошли через сито публичных конкурсов и/или многочисленных согласований.
— С ними тоже все непросто. Посмотрите, что у нас получается. Либо варианты сидящей фигуры в духе скульптур Марка Антокольского «Иван Грозный», «Нестор-летописец» и «Спиноза».
Другой вариант — стоящие фигуры по типу Гоголя на Малой Конюшенной.
Нужны ли вообще такие памятники — большой вопрос.
— Но люди выдающиеся, разве с этим поспоришь?
— Но разве после взгляда на этот памятник Гоголю вас заинтересует, что он там сочинял? Заинтересует ли кого‑то творчество Володина после его скамьи? Боюсь — никого.
— Сейчас в Петербурге активно обсуждается новый памятник Александру Блоку.
— После его установки, на мой взгляд, возникла интересная ситуация. Теперь радетели традиции говорят: вы хотели совсем другого? Ну и что, получили совсем другое? Довольны? Нет, не довольны, совсем. Если бы памятник назвали «Против ветра», то, думаю, с ним многие бы не просто смирились, но прониклись бы даже симпатией. Все мы идем против ветра, кто реже, кто чаще, кто‑то фигурально, почти все — буквально.
Но Блок для многих — совсем другое. Если бы это был памятник его поэме «Двенадцать», было бы не так однозначно. Но тогда и подумали хотя бы, как памятник назвать…
— И что делать дальше?
— Давно пора отказаться от плана монументальной пропаганды, придуманного более ста лет назад. Будет инициатива, будет идея, проект — тогда можно обсуждать. Именно так было с устройством сквера Андрея Петрова на Каменноостровском проспекте. И его декоративные скульптуры выигрывают на фоне нынешних монументов кардинально.
А нет идеи, так что выдавливать из себя имитацию? И, естественно, очень важно с самого начала выбрать место для памятника. Уж если есть вокруг здания, их игнорировать нельзя, это азбука. Их можно «преодолеть», но для этого нужна как раз идея.
— Кстати, на недавнем обсуждении памятника Блоку, опубликованном в нашей газете, один из участников говорил о том, что в историческом центре установка новых монументов должна стать редким исключением.
— Да, совершенно справедливо, замусоривать центр поделками давно пора прекратить. В конце концов, закладной камень монумента Гоголю на Манежной пролежал лет пятьдесят, да так и не дождался своего часа.
А бывают и случаи упущенных возможностей, когда шанс обогатить пространство был, при этом совершенно реальный, но — прошляпили. Имею в виду «Деда Мазая с зайцами» в скверике на улице Некрасова.
— Но то была частная инициатива?
— Да, но ее надо было подхватить и легализовать. Скверик скучный до предела, с детства помню его как пустошь с торчащим памятником Некрасову, кто он, тогда не понимал и до сих пор с Николаем Алексеевичем не ассоциирую. А был шанс сделать сквер живым и веселым. Одна интеллигентная знакомая вполне элегантного возраста по поводу Деда Мазая заметила просто: такой прикольный! Убрали оттого, что разрешений нет. Кому хуже? И Некрасову, и нам.
— Закладной камень на месте будущего памятника Федору Шаляпину существует почти четверть века, сам стал монументом. Сколько еще ждать памятника?
— Как сделать памятник голосу, глубине и глыбе? Если не придумали — значит и не надо. Стоит уйти от обязательности. Родится идея — отлично. Нет — так и нет. И надо искать памятники не только на конкурсах, но и среди не привязанных к месту проектов. Так, у Дмитрия Каминкера, автора гениального «Гребца» в Озерках, есть замечательная скульптура Пловца. Она напрашивается стать памятником Владимиру Сальникову, а большего пловца в ленинградской истории не было. Вот и поставить его у бассейна СКА, точнее — вспороть им асфальт, как это и задумал Каминкер.
— Вы говорите о том, что невозможно игнорировать окружение. Как быть в современных кварталах с высокими, похожими друг на друга жилыми домами?
— В новых районах, бесспорно, памятник может ситуацию оживить.
Надо долго думать, устраивать открытый конкурс, давать волю фантазии. И ни в коем случае не спешить. Нет отличной идеи, так и не ставить. А если придумали хотя бы повод, то ждите, набирайтесь терпения. Ну, к примеру, памятник первым летчикам на бывшем Комендантском аэродроме — идея очевидная. Как сделать памятник — большой вопрос. Чему именно там памятники ставить? Надо ждать окрыляющей идеи.
Петру I ведь совсем не сразу памятник придумали. Вспомните, сколько Фальконе трудился над «Медным всадником». А растреллиевский конный монумент перед Михайловским замком вообще поставили позднее чем через полвека после отливки. Когда уже формула «Основателя города» была реализована в «Медном всаднике».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 53 (7382) от 27.03.2023 под заголовком «Либо сидящий Нестор, либо стоящий Гоголь».
Материалы рубрики
Городская хроника: важное в Петербурге 9 июня 2023
Городская хроника: важное в Петербурге 8 июня 2023
Городская хроника: важное в Петербурге 7 июня 2023
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии