Либо сидящий Нестор, либо стоящий Гоголь. Какие новые памятники могут появиться в Петербурге?

Споры о том, какие новые памятники имеют право на появление в Петербурге, не стихают. Сегодня к разговору «Санкт-Петербургские ведомости» пригласили Алексея ЛЕПОРКА, историка искусства, культуролога, научного сотрудника Эрмитажа.

Либо сидящий Нестор, либо стоящий Гоголь. Какие новые памятники могут появиться в Петербурге? | ФОТО Дмитрия ИВАНОВА

ФОТО Дмитрия ИВАНОВА

Существуют три варианта установки скульптуры в городском пространстве. Первый — на общедоступной территории, что требует долгих согласований. Такие согласования не нужны, если скульп­тура предназначена для ведомственной территории или если она станет элементом благоустройства…

— Скажу сразу: обсуждение скульптуры как предмета благоустройства следует вынести за скобки с самого начала. Если у кого‑то возникает инициатива украсить таким образом двор или детскую площадку, то для ее одобрения достаточно и районного дизайнера. Если получится совсем глупо, то жизнь заставит скульптуру убрать, а если удачно, так и хорошо. Подобные «украшения» с годами могут стать и приметами ушедшего времени. Многих умиляют бетонные мишки во дворах исторического района Коломна и на Старо-Петергофском проспекте.

История с «Венерой Коломенской», стоящей в Дровяном переулке, только подтверждает факт популярности такой скульптуры. Ведь люди собирали деньги на ее реставрацию. Местные жители сроднились с ней, а случайные прохожие радуются неожиданной встрече.

Ровно из той же оперы и беседки, к примеру, ротонда во дворе дома по Садовой улице, 109.

А памятники на ведомственных территориях?

— С ними сложнее, но и проще. Кто их увидит? Ну поставят памятник основателю завода. Что в этом плохого? Само предприятие его и охранять будет. А закроется завод, тогда городу придется задуматься — оставлять доставшееся на месте или нет…

Но случаются неудачи и с памятниками, проекты которых прошли через сито публичных конкурсов и/или многочисленных согласований.

— С ними тоже все непросто. Посмотрите, что у нас получается. Либо варианты сидящей фигуры в духе скульптур Марка Антокольского «Иван Грозный», «Нестор-летописец» и «Спиноза».

Другой вариант — стоящие фигуры по типу Гоголя на Малой Коню­шенной.

Нужны ли вообще такие памятники — большой вопрос.

Но люди выдающиеся, разве с этим поспоришь?

— Но разве после взгляда на этот памятник Гоголю вас заинтересует, что он там сочинял? Заинтересует ли кого‑то творчество Володина после его скамьи? Боюсь — никого.

Сейчас в Петербурге активно обсуждается новый памятник Александру Блоку.

— После его установки, на мой взгляд, возникла интересная ситуация. Теперь радетели традиции говорят: вы хотели совсем другого? Ну и что, получили совсем другое? Довольны? Нет, не довольны, совсем. Если бы памятник назвали «Против ветра», то, думаю, с ним многие бы не просто смирились, но прониклись бы даже симпатией. Все мы идем против ветра, кто реже, кто чаще, кто‑то фигурально, почти все — буквально.

Но Блок для многих — совсем другое. Если бы это был памятник его поэме «Двенадцать», было бы не так однозначно. Но тогда и подумали хотя бы, как памятник назвать…

И что делать дальше?

— Давно пора отказаться от плана монументальной пропаганды, придуманного более ста лет назад. Будет инициатива, будет идея, проект — тогда можно обсуждать. Именно так было с устройством сквера Андрея Петрова на Каменноостровском проспекте. И его декоративные скульптуры выигрывают на фоне нынешних монументов кардинально.

А нет идеи, так что выдавливать из себя имитацию? И, естественно, очень важно с самого начала выбрать место для памятника. Уж если есть вокруг здания, их игнорировать нельзя, это азбука. Их можно «преодолеть», но для этого нужна как раз идея.

Кстати, на недавнем обсуждении памятника Блоку, опубликованном в нашей газете, один из участников говорил о том, что в историческом центре установка новых монументов должна стать редким исключением.

— Да, совершенно справедливо, замусоривать центр поделками давно пора прекратить. В конце концов, закладной камень монумента Гоголю на Манежной пролежал лет пятьдесят, да так и не дождался своего часа.

А бывают и случаи упущенных возможностей, когда шанс обогатить пространство был, при этом совершенно реальный, но — прошляпили. Имею в виду «Деда Мазая с зайцами» в скверике на улице Некрасова.

Но то была частная инициатива?

— Да, но ее надо было подхватить и легализовать. Скверик скучный до предела, с детства помню его как пустошь с торчащим памятником Некрасову, кто он, тогда не понимал и до сих пор с Николаем Алексеевичем не ассоциирую. А был шанс сделать сквер живым и веселым. Одна интеллигентная знакомая вполне элегантного возраста по поводу Деда Мазая заметила просто: такой прикольный! Убрали оттого, что разрешений нет. Кому хуже? И Некрасову, и нам.

Закладной камень на месте будущего памятника Федору Шаляпину существует почти четверть века, сам стал монументом. Сколько еще ждать памятника?

— Как сделать памятник голосу, глубине и глыбе? Если не придумали — значит и не надо. Стоит уйти от обязательности. Родится идея — отлично. Нет — так и нет. И надо искать памятники не только на конкурсах, но и среди не привязанных к месту проектов. Так, у Дмитрия Каминкера, автора гениального «Гребца» в Озерках, есть замечательная скульптура Пловца. Она напрашивается стать памятником Владимиру Сальникову, а большего пловца в ленинградской истории не было. Вот и поставить его у бассейна СКА, точнее — вспороть им асфальт, как это и задумал Каминкер.

Вы говорите о том, что невозможно игнорировать окружение. Как быть в современных кварталах с высокими, похожими друг на друга жилыми домами?

— В новых районах, бесспорно, памятник может ситуацию оживить.

Надо долго думать, устраивать открытый конкурс, давать волю фантазии. И ни в коем случае не спешить. Нет отличной идеи, так и не ставить. А если придумали хотя бы повод, то ждите, набирайтесь терпения. Ну, к примеру, памятник первым летчикам на бывшем Комендантском аэродроме — идея очевидная. Как сделать памятник — большой вопрос. Чему именно там памятники ставить? Надо ждать окрыляющей идеи.

Петру I ведь совсем не сразу памятник придумали. Вспомните, сколько Фальконе трудился над «Медным всадником». А растреллиевский конный монумент перед Михайловским замком вообще поставили позднее чем через полвека после отливки. Когда уже формула «Основателя города» была реализована в «Медном всаднике».

#памятники #город #скульптуры

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 53 (7382) от 27.03.2023 под заголовком «Либо сидящий Нестор, либо стоящий Гоголь».


Комментарии



Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?