Ленинградский областной фестиваль театров стартовал на Васильевском острове

Иногда кажется, что живешь в стране «Фестивалия»: путешествуешь из пункта «Радуга» в пункт «Балтийский дом», заезжаешь в «Александринский» и далее - нон-стоп. Однако порой на пути попадаются и новые населенные пункты.

Ленинградский областной фестиваль театров стартовал на Васильевском острове | Иллюстрация Fer-Gregory/shutterstock.com

Иллюстрация Fer-Gregory/shutterstock.com

Вдруг навигатор сигналит: ЛОФТ!

Смотрю в словарь. Лофт - это хозяйственный чердак или верхняя часть здания промышленного назначения (фабрики, завода, склада), включая бывшие чердаки и технические этажи, переоборудованные под жилье, мастерские, офисы. Действительно: Международный ленинградский областной фестиваль театров в этом году возник на базе бывшей фабрики Урицкого, которая двадцать лет назад превратилась в Театр на Васильевском. Конечно, превращение произошло не само по себе, а стоило немалых усилий Владимиру Словохотову, актеру, режиссеру, а ныне - художественному руководителю означенного театра и председателю оргкомитета нового фестиваля.

Там, где дым стоял коромыслом, теперь все дышит творчеством. Впрочем, иногда дышать бывает нечем, как было, например, во время сербского спектакля «Кофе и сигареты - привет из Белграда». Кто-то из критиков решил, что и сербы подсели на модное иммерсивное искусство. Но, как выяснилось, таким образом артисты театра «Ателье-212» протестовали против гнета Евросоюза. Их спектакль, навеянный фильмом Джармуша, - цепочка актуальных диалогов о жизни сегодняшних сербов. О том, как трудно найти работу, как дорого учиться, как больно быть одиноким. Не все удалось разглядеть в дыму, но кое-какие проблемы нас явно сближают. И лучше бы в зале пахло кофе, как когда-то в европейских кафе...

Без запаха кофе обошлись и известные кофеманы - артисты из Таллина. Они показали «Утиную охоту», целиком перенеся действие в кафе «Незабудка» и заодно отгородившись от зала стеклами окон. Шоу «За стеклом» не получилось, но возникло впечатление, что мир героев Вампилова где-то в далеком и чужом прошлом. Тот же эффект повторился на спектакле «Пять вечеров», показанном Челябинским театром. Пьесы Вампилова и Володина, в которых таится неиссякаемая энергия, вдруг сдулись, словно воздушный шарик, и улетели куда-то в позапрошлый век.

А вот классика предстала на фестивале во всем возможном блеске. Театр Моссовета показал комедию «Не все коту масленица» в постановке Виктора Шамирова, который прочертил параллели с современностью изящно и стильно. В чем ему помогли такие мастера, как Евгений Стеблов и Елена Валюшкина, превратившие текст Островского в живой, словно только что написанный. Весь актерский ансамбль разыграл пьесу как по нотам, не допустив ни одной «опечатки».

Столь же классичен был дуэт Игоря Гордина и Валерия Баринова в спектакле Московского ТЮЗа «Вариация тайны». Режиссерская вариация Камы Гинкаса развивается, словно в хорошем детективе, с той лишь разницей, что речь идет не о преступлении, а о любви, и следим мы не за драками и погонями, а за тончайшими движениями души.

Завершился фестиваль «Мещанами» в постановке главного режиссера Театра на Васильевском Владимира Туманова. Казалось бы, после знаменитого товстоноговского спектакля трудно сообщить что-то новое об этих горьковских персонажах. Однако риск оправдался: пьеса звучит иначе, и расстановка сил в семействе Бессеменова изменилась, и дом его в обрамлении обугленных и запыленных то ли пальм, то ли фикусов (художник Александр Орлов) похож на дремучий лес, где легко заблудиться и сгинуть. И все же преемственность - относительно «Мещан» БДТ - сохранилась. И этот спектакль опирается на яркие актерские индивидуальности, главная из которых - Юрий Ицков. Его Бессеменов вырастает в фигуру знаковую для вечного, но сегодня звучащего по-особенному конфликта отцов и детей. Черты, которые он ненавидит в своих чадах, заложены им самим. К сожалению, они - не другие, они порождение этого темного царства...

Фестиваль «ЛОФТ» стартовал. Он вписался в сложную карту питерских культурных событий. Составив известную конкуренцию Всеволожской театральной весне, он ее не заменил, тем более что статус, им выбранный, - международный. Его название, конечно, аббревиатура: Ленинградский областной фестиваль театров. Хотя последнюю букву можно расшифровать и как традиционный. Что, на мой взгляд, похвала, а не упрек. Когда на сцене так много бессмысленных новаций, осмысленный традиционный актерско-режиссерский театр - в радость.

Читайте также о том, что открывается Канский кинофестиваль.

#театр #фестиваль #Васильевский остров

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 085 (6438) от 15.05.2019 под заголовком «Не все авангарду масленица».


Комментарии