Только на сайте

Лекторий: Трамвай как часть культурного пространства Петербурга

Ведущий архитектор Эрмитажа Виктор Туралин рассказал всё, что нужно знать о месте Петербурга в мировой истории развития электрического транспорта.

Лекторий: Трамвай как часть культурного пространства Петербурга | Фото Анны Антуфьевой

Фото Анны Антуфьевой

Интеллектуальный клуб «Лекторий» «Санкт-Петербургских ведомостей» приглашает в свои стены лекторов из совершенно разных областей. Их связывает только одно - интерес публики к темам докладов. Полную видеоверсию выступления Виктора Туралина вы можете посмотреть в группе газеты в социальной сети «ВКонтакте»

В наше время большинство людей относятся к трамваю как к чему-то устаревшему. Однако еще не так давно данный вид транспорта казался настолько необычным, что его боялись. Да и в самом возникновении трамвая много необыкновенного.

11 мая в рамках лектория «Трамвай как часть культурного пространства Петербурга. Все, что нужно знать о месте Петербурга в мировой истории развития электрического транспорта» выступил ведущий архитектор Эрмитажа Виктор Туралин.

10.jpg

Лектор поведал об истории и развитии электротранспорта и объяснил влияние трамвая на все стороны жизни Петербурга. В 1828 году в Балтиморе свет увидел прародитель современного трамвая – конка – вагон, который передвигался по рельсам. Только не электричество задавало движение, а лошади, зебры и даже мулы. Со временем на смену конной тяге пришла паровая. В конце 1880-х годов по узким улочкам Петербурга начал движение паровичок «дымопарка», представляющий собой четыре вагона конки. Из-за издаваемого сильного шума машина в городе не прижилась. А уже в 1885 году появились «ледяные» трамваи, следующие по своему маршруту по зимней Неве.

8.jpg

За год до наступления ХХ века, в 1899 году, в тогдашней столице России запустили первый электрический трамвай. Занимательно, что в российском Киеве первый электротранспорт появился на 7 лет раньше, нежели в Москве и Петербурге. Данный факт объяснялся тем, что по киевской земле на конках ездить было трудновато. Открытие первой трамвайной линии состоялось в 1907 году, а чудо-машина того времени набирала невиданную скорость – 7 км в час.

Золотой век трамваев

С начала ХХ века и до периода между мировыми войнами считается временем наиболее быстрого распространения трамваев. Конный транспорт постепенно исчезал с улиц городов, на смену ему пришел электрический. В те года автобусы делали первые шаги в своём развитии, а личные автомобили считались признаком роскоши.

В годы блокады

9.jpg

С началом Великой Отечественной Войны на плечи начальника Трамвайно-троллейбусного управления Михаила Хрисанфовича Сороки легла вся ответственность за сохранение работы электротранспорта. В те года по Ленинграду ежедневно курсировали 750-800 поездов, следовавших по 42 маршрутам. Только в первые месяцы войны на фронт ушло 2981 человек, занимавших пост трамвайщиков. Им на смену пришли женщины и даже дети, опыт работы в трамваях приобретался в условиях войны и блокады.

М.Х. Сорока указал немедленно готовить вагоны для перевозки раненых и приступить к прокладке путей к больницам города. В вагонах разместили трёхъярусные носилки, аптечки и отопительные приборы, а каждый из кондукторов прошёл курсы в медсанслужбе. Вагоновожатые и кондукторы водили поезда под артиллерийскими обстрелами.

6.jpg

К началу зимы 1941 года для движения трамваев перестало хватать электроэнергии. Несколько маршрутов были упразднены. С наступлением 1942 года открылось грузовое трамвайное движение. Грузовые поезда помогали очищать город от мусора и скопившегося снега.

Весной 1943-го участились воздушные налёты на город, работникам трамваев пришлось принять дополнительные меры для сохранения жизни пассажиров и целостности поезда. На линию стали выходить одиночные вагоны, имеющие возможность по сигналу тревоги уехать из опасной зоны. Ленинградский Металлический завод поставил броню на один из вагонов на случай оборонительных боёв на улицах города. 

2.jpg

Лектор Виктор Туралин рассказал о развитии трамваев с первых этапов до сегодняшних дней. Ведущий инженер Эрмитажа пригласил всех слушателей лекции на экскурсию, посвященную становлению электротранспорта в Петербурге. В конце вечера посетителям были вручены сертификаты, подтверждающие, что они прослушали лекцию в старейшей российской газете «Санкт-Петербургские ведомости».

Интеллектуальный проект «Лекторий» - цикл научно-популярных лекций по культуре и искусству, науке и истории. Лекторами являются представители самых разных профессий. Все лекции вы можете посмотреть в открытом доступе в нашей группе «ВКонтакте».

Ниже представлено расписание лекций проекта «Лекторий» на ближайшее время: 

Об апрельских «Лекториях» мы писали ранее

#лекторий #Санкт-Петербургские ведомости #трамвай #история #лекция

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?