Только на сайте

Лекторий: Трамвай как часть культурного пространства Петербурга

Ведущий архитектор Эрмитажа Виктор Туралин рассказал всё, что нужно знать о месте Петербурга в мировой истории развития электрического транспорта.

Лекторий: Трамвай как часть культурного пространства Петербурга | Фото Анны Антуфьевой

Фото Анны Антуфьевой

Интеллектуальный клуб «Лекторий» «Санкт-Петербургских ведомостей» приглашает в свои стены лекторов из совершенно разных областей. Их связывает только одно - интерес публики к темам докладов. Полную видеоверсию выступления Виктора Туралина вы можете посмотреть в группе газеты в социальной сети «ВКонтакте»

В наше время большинство людей относятся к трамваю как к чему-то устаревшему. Однако еще не так давно данный вид транспорта казался настолько необычным, что его боялись. Да и в самом возникновении трамвая много необыкновенного.

11 мая в рамках лектория «Трамвай как часть культурного пространства Петербурга. Все, что нужно знать о месте Петербурга в мировой истории развития электрического транспорта» выступил ведущий архитектор Эрмитажа Виктор Туралин.

10.jpg

Лектор поведал об истории и развитии электротранспорта и объяснил влияние трамвая на все стороны жизни Петербурга. В 1828 году в Балтиморе свет увидел прародитель современного трамвая – конка – вагон, который передвигался по рельсам. Только не электричество задавало движение, а лошади, зебры и даже мулы. Со временем на смену конной тяге пришла паровая. В конце 1880-х годов по узким улочкам Петербурга начал движение паровичок «дымопарка», представляющий собой четыре вагона конки. Из-за издаваемого сильного шума машина в городе не прижилась. А уже в 1885 году появились «ледяные» трамваи, следующие по своему маршруту по зимней Неве.

8.jpg

За год до наступления ХХ века, в 1899 году, в тогдашней столице России запустили первый электрический трамвай. Занимательно, что в российском Киеве первый электротранспорт появился на 7 лет раньше, нежели в Москве и Петербурге. Данный факт объяснялся тем, что по киевской земле на конках ездить было трудновато. Открытие первой трамвайной линии состоялось в 1907 году, а чудо-машина того времени набирала невиданную скорость – 7 км в час.

Золотой век трамваев

С начала ХХ века и до периода между мировыми войнами считается временем наиболее быстрого распространения трамваев. Конный транспорт постепенно исчезал с улиц городов, на смену ему пришел электрический. В те года автобусы делали первые шаги в своём развитии, а личные автомобили считались признаком роскоши.

В годы блокады

9.jpg

С началом Великой Отечественной Войны на плечи начальника Трамвайно-троллейбусного управления Михаила Хрисанфовича Сороки легла вся ответственность за сохранение работы электротранспорта. В те года по Ленинграду ежедневно курсировали 750-800 поездов, следовавших по 42 маршрутам. Только в первые месяцы войны на фронт ушло 2981 человек, занимавших пост трамвайщиков. Им на смену пришли женщины и даже дети, опыт работы в трамваях приобретался в условиях войны и блокады.

М.Х. Сорока указал немедленно готовить вагоны для перевозки раненых и приступить к прокладке путей к больницам города. В вагонах разместили трёхъярусные носилки, аптечки и отопительные приборы, а каждый из кондукторов прошёл курсы в медсанслужбе. Вагоновожатые и кондукторы водили поезда под артиллерийскими обстрелами.

6.jpg

К началу зимы 1941 года для движения трамваев перестало хватать электроэнергии. Несколько маршрутов были упразднены. С наступлением 1942 года открылось грузовое трамвайное движение. Грузовые поезда помогали очищать город от мусора и скопившегося снега.

Весной 1943-го участились воздушные налёты на город, работникам трамваев пришлось принять дополнительные меры для сохранения жизни пассажиров и целостности поезда. На линию стали выходить одиночные вагоны, имеющие возможность по сигналу тревоги уехать из опасной зоны. Ленинградский Металлический завод поставил броню на один из вагонов на случай оборонительных боёв на улицах города. 

2.jpg

Лектор Виктор Туралин рассказал о развитии трамваев с первых этапов до сегодняшних дней. Ведущий инженер Эрмитажа пригласил всех слушателей лекции на экскурсию, посвященную становлению электротранспорта в Петербурге. В конце вечера посетителям были вручены сертификаты, подтверждающие, что они прослушали лекцию в старейшей российской газете «Санкт-Петербургские ведомости».

Интеллектуальный проект «Лекторий» - цикл научно-популярных лекций по культуре и искусству, науке и истории. Лекторами являются представители самых разных профессий. Все лекции вы можете посмотреть в открытом доступе в нашей группе «ВКонтакте».

Ниже представлено расписание лекций проекта «Лекторий» на ближайшее время: 

Об апрельских «Лекториях» мы писали ранее

#лекторий #Санкт-Петербургские ведомости #трамвай #история #лекция

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.