Только на сайте

Лекторий. Русский китч: как безвкусица стала нормой

В нашем «Лектории» выступила искусствовед, основатель и главный редактор образовательного проекта BERMOODS Мария Швец.

Лекторий. Русский китч: как безвкусица стала нормой | Фото: Василий Титов / «Санкт-Петербургские ведомости»

Фото: Василий Титов / «Санкт-Петербургские ведомости»

В авторской лекции говорится о появлении и становлении китча в России.

Видеозапись лекции можно посмотреть в нашем сообществе в социальной сети «ВКонтакте» или на нашем сайте.

Определений китча множество. Его называют особым типом культуры. По словам эксперта, это попытка создать рай на земле и сбалансировать мир, который не подчиняется человеку. «Я хорошо отношусь к китчу и не пытаюсь никак его осмеять. Но говорить о нем без нотки иронии невозможно», – призналась Мария.

Китч существует практически в любой форме. Это может быть вещь (одежда, мебель, украшение), изображение (открытка, фотография), текст (песни, поздравления). Но не любая дешевая вещь будет являться китчем. Для него характерны четыре определения: анонимизация (нет ничего авторского), клишированность (отображение стереотипа), однозначность (нет скрытого смысла) и формульность (все многообразие мира сводится к одной форме).

Первое, что приходит в голову при слове «китч» – безвкусица, нелепость, несочетаемость. До 1970-х годов к нему так и относились: считали вредным, называли эмоциональным хламом. Все изменилось только в эпоху постмодернизма.

Исследователи до сих пор спорят, когда появился китч, и что это такое. Точно признают, что он возник в Германии во второй половине XIX века. Одни считают, что он пошел от предпринимателей, которые чинили старую мебель и выдавали ее за новую. Другие утверждают, что «предком» китча стало фабричное производство для туристов. В 1880-е годы началось массовое распространение конвейеров, которые производили низкокачественные предметы для массового потребителя.


Фото: Василий Титов / «Санкт-Петербургские ведомости»

В России китч занял прочную позицию. Это связано с появлением в 1860-е годы так называемого «поселкового сознания», которое в свою очередь возникло из-за движения крестьян на сезонные работы. Большую роль также сыграла экономическая политика: в те времена были популярны предприятия-однодневки.

Для китча характерны конкретные образы: например, цветы. При изображении романтики на китчевой вещи всегда можно найти красные розы. Интересно, что в наше время даже появился сервис «букет на час». Через него можно заказать букет лишь для того, чтобы сфотографироваться.

Еще один образ – драгоценности. Люди хотят обладать тем, что им недоступно. Поэтому появляются псевдоалмазы, которые добавляются в разные вещи, даже если они туда не подходят. Наряду с этим популярен образ экзотики. «Райские острова» мелькают на открытках, одежде, тетрадках, чехлах для телефонов. С помощью них люди пытаются доступными средствами украсить своей быт.

Одно время были очень популярны фото с автографами знаменитостей. Они создают иллюзию связи со звездой. Люди вешали на стены плакаты несмотря даже на то, что они были перепечатаны с первичной фотографии. «Прикосновение к знаменитости» доходит до абсурда – в одном российском городе есть гостиница, в которой стены полностью обклеены портретами Аллы Пугачевой и Филиппа Киркорова.

Иногда в китче используют произведения искусства, меняя их истинный смысл. Например, картина Ивана Крамского «Неизвестная». Известно, что художник изобразил девушку легкого поведения, которая смотрит свысока на человека. Из-за частого использования на вещах она превратилась в образ «прекрасной незнакомки».


Фото: Василий Титов / «Санкт-Петербургские ведомости»

От китча «застраховано» абстрактное искусство. Оно слишком непонятно для массового потребителя. Вряд ли кто-то хочет видеть скатерть с «Постоянством памяти» Сальвадора Дали. Также китчем никогда не станут произведения с отрицательной эмоцией. Это связано с тем, что люди не хотят сталкиваться с негативом в своей обыденной жизни. Но ясно одно – китч никогда не исчезнет из нашей жизни.

«Мне очень понравилась лектор. Она интересно и просто рассказывала. К тому же, очень грамотно подобран материал – легко запоминается. Обязательно еще приду в «Лекторий», – рассказала посетительница лектория Наталья Андреева.

Расписание проекта «Лекторий» на ближайшее время:

11 апреля – «Луноход-1» и развитие нового направления космической техники в XXI в.»

25 апреля – «Исторические образы в советской пропаганде в годы Великой Отечественной войны»

16 мая – «Парфюмерия как искусство: умение понимать и выбирать»

В 2019 году в рамках нашего просветительского проекта «Лекторий» слушатели узнали о несбывшихся планах строительства ленинградского метро, прекрасных голосах забытых певиц XIX века, запахах эпохи барокко, концептуальных основаниях современного искусства, мифах и тайнах Стрельны и разработках ученых во время блокады Ленинграда.


#лекторий #искусство #культура

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?