Только на сайте

Лекторий. Российские императоры и граф Толстой: письма без ответа

В нашем «Лектории» выступил всемирно известный литературовед, доктор филологических наук — Борис Аверин. Мы увидели, как перед слушателями развернулся настоящий исторический «детектив».

Лекторий. Российские императоры и граф Толстой: письма без ответа | Фото: Полина Резникова / «Санкт-Петербургские ведомости»

Фото: Полина Резникова / «Санкт-Петербургские ведомости»

Лекция Бориса Аверина в редакции «Санкт-Петербургских ведомостей» стала авторским исследованием, посвященным толстовским письмам «без ответа». 

Полную видеоверсию лекции можно посмотреть в нашем сообществе в социальной сети «ВКонтакте» или на нашем сайте.

Изучая творчество Льва Николаевича Толстого, литературоведы часто обходят стороной письма классика — на сегодняшний день им посвящена только одна книга. Выступление Бориса Аверина показало, что эпистолярная сторона творчества писателя также достойна изучения.

Однажды Толстой сказал: «Иногда я чувствую, что через меня говорит Бог». Так у писателя выражалось истинное чувство ответственности перед Богом и самим собой. Граф Толстой вмешивался в любую ситуацию, где он видел несправедливость: так он становился одним из самых активных политических писателей — множество статей на самые разные темы увидели свет. По наиболее волнующим вопросам писатель обращался непосредственно к первым лицам государства.

Первое письмо, отправленное императору Александру II, касалось личного вопроса. Пока Толстой был в Самарской губернии, полиция обыскала усадьбу в Ясной Поляне. Писатель не понял цель визита правоохранителей. Жандарм-офицер даже вошел в его кабинет, чем возмутил классика. Толстой обратился лично к императору для того, чтобы понять, что решение чиновников не связано с инициативой государя.

PKsbHbU2mrA.jpg

Фото: Полина Резникова / «Санкт-Петербургские ведомости»

Письмо дошло до адресата — правитель потребовал объяснений от шефа жандармов. Полиция подозревала, что в усадьбе графа проживали бывшие студенты, которых сослали за участие в «революционных кружках». Подозрения оказались беспочвенны: молодые люди преподавали в сельских школах, где местные жители, как правило, были аполитичны.

В своих посланиях Толстой обращал внимание императоров, в первую очередь, на исполнение христианских заповедей: «Нужно возлюбить врага своего». Писатель указывал, на то, что если правители называют государство христианским, то почему они сами не исполняют законы Христа?

1 марта 1881 года члены партии «Народная воля» убили Александра II. Писателя не так поразила гибель, как мучила мысль о предстоящей казни террористов. Толстой искренне надеялся, что революционеры, которые подстроили убийство императора, простят правительство, а власти сохранят жизнь «первомартовцам». Письмо дошло, скорее всего, в пересказе — о Толстом много говорили при дворе. Александр III ответил: «Я бы простил, но простить убийство отца я не могу».

В конце концов, с правителем довелось встретиться не Льву Толстому, а его жене – Софье Андреевне. Встреча состоялась после того, как Александр III не мог принять графиню целых три недели. После личного знакомства император разрешил опубликовать «Крейцерову сонату».

w986sqOsE3M.jpg

Фото: Полина Резникова / «Санкт-Петербургские ведомости»

Переписку с Николаем II Борис Аверин отметил как самую душевную. Наиболее примечательное письмо писателя императору начиналось со слов «любезный брат». Толстой выбрал такое обращение к правителю Российской империи, так как находился при смерти и решил открыто высказать все, что думает о ситуации в стране. Толстой указал на все негативные стороны правления последнего русского императора.

Борис Аверин вспомнил об Александре III, который заявил императору: «Ты — самодержец. В этой стране ты можешь делать все, что угодно, только не делай две вещи: никогда не объявляй войну и никогда не отказывайся от самодержавия». Николай II дважды нарушил наказ своего отца.

Выступление Бориса Аверина, который представил в «Лектории» настоящий исторический «детектив», оценили наши слушатели: «На этих лекциях я не впервые. Мне нравится сюда возвращаться, потому что темы раскрываются с необычных точек зрения. Сегодняшняя лекция уникальна», – поделился с нами впечатлениями один из гостей.

Расписание проекта «Лекторий» на ближайшее время:


27 сентября«Повседневная жизнь русского офицера на рубеже XIX-XX вв.»,

4 октября«Тайны петербургской литературы»,

11 октября«Несбывшийся Ленинград. Транспорт».

Второй сезон «Лектория» главной городской газеты «Санкт-Петербургские ведомости» начался с выступления сотрудника Русского музея, историка искусства и журналиста – Светланы Конокотиной. Узнать, кем были удивительные, таинственные и прекрасные люди, изображённые на полотнах Джованни Больдини и Валентина Серова, можно в нашем репортаже.

#лекторий #литература #история

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?