Только на сайте

Лекторий. Прекрасные голоса забытых певиц XIX века

В нашем «Лектории» выступила историк театра Ирина Гуськова. Эксперт – постоянный автор рубрики «Наследие» газеты «Санкт-Петербургские ведомости»

Лекторий. Прекрасные голоса забытых певиц XIX века | Фото автора

Фото автора

Видеозапись лекции можно посмотреть в нашем сообществе в социальной сети «ВКонтакте» или на нашем сайте.

Тема оперных певиц была выбрана неслучайно для лекции 14 февраля. В этих женщин всегда были влюблены их поклонники. К сожалению, в то время не было возможности записать их выступления. Поэтому впечатления от артисток сохранились лишь в памяти зрителей. Если говорить о камерных певицах, то со сменой поколений уходили и воспоминания об их исполнительском искусстве.

Лекция была основана на воспоминаниях последнего директора Императорских театров Владимира Теляковского. За основу был взят двухтомник «Мои воспоминания» русского князя Сергея Волконского, опубликованный в 1923 году в Берлине. В первом издании «Музыка. Детство и юность» он упоминает понравившихся ему камерных певиц. Наиболее любопытно, что на одну из частей этих воспоминаний в 1924 году Марина Цветаева написала рецензию.

IMG_4711.JPG

Фото автора

Первая из знаменитых певиц Петербурга – Юлия Федоровна Абаза (урожденная Штуббе). «Ее гостиная долгое время была центром Петербурга. Она была фигурой, которая не повторится. Немка по происхождению, она приехала в качестве лектрисы великой княгини Елены Павловны. Михайловский дворец стал центром всего, что было тогда духовно живого», – процитировала Ирина Гуськова воспоминания Волконского.

Юлия Штуббе приехала в Россию в 21 год. В 1861 году певица вышла замуж за высокопоставленного чиновника Александра Абаза и переехала к нему на набережную Фонтанки, 23. Именно Юлии Иван Тургенев представил свои романсы на стихи Пушкина, изданных им в 1854 году – «Цветок» и «На холмах Грузии». Другой поэт, Федор Тютчев, в 1869 году посвящал ей стихи.

На музыкальных вечерах Юлия познакомилась со своим ровесником – Антоном Рубинштейном. Эта встреча композитора и певицы оказала влияние не только на их личную жизнь, но и на судьбу музыкального образования в России. Они вместе участвовали в создании Петербургской консерватории. Интересно, что за много лет жизни в России Абаза так и не выучила русский язык.

В гостиной Юлии Абаза блистала «высокая, черная, стройная» Александра Панаева. Она была неразрывно связана с творчеством Чайковского. Композитор посвятил ей семь романсов. Панаева была ученицей Полины Виардо. Кроме того, она известна как первая исполнительница партии Татьяны в «Евгении Онегине».

IMG_4697.JPG

Фото автора

Итальянка Аличе Барби была знаменита своим исполнением старых итальянских опер. Волконский отмечал, что она была одной из лучших камерных певиц. К сожалению, после трагической смерти мужа Барби уехала из России.

Фелия Литвин была известна исполнением вагнеровского репертуара. Она родилась в Петербурге, а брала уроки пения в Италии и Франции. Среди ее педагогов – Полина Виардо. После замужества взяла фамилию мужа – Литвин. По правилам того времени ей следовало покинуть сцену, но она решила расстаться с супругом. Фелия пела на лучших мировых площадках, в Большом, Мариинском театрах. Выступала вместе с Шаляпиным и другими выдающимися артистами своего времени. Многие считали, что через яркие выступления она пыталась компенсировать недостатки своей внешности. Из-за грузной фигуры она становилась объектом насмешек.

Самая необычная камерная певица – жена знаменитого тенора Ивана Решке, Мария. Волконский признавался, что даже забыл, что именно она исполняла. Слышал он ее только один раз, но «второй раз было бы не то». Ее голос обладал художественной редкостью, который больше нельзя было нигде услышать.

Пять женщин-певиц с абсолютно разными судьбами и составляли жизнь оперы XIX века. Александра Панаева и Фелия Литвин остались жить на страницах своих мемуаров. Юлия Абаза, Аличе Барби и Мария Решке – в памяти своих потомков. Их голоса умолкли навсегда, и лишь творчество Фелии Литвин было запечатлено на пластинке.

«Мне все очень все понравилось, потому что такой материал теперь нигде не услышишь и не увидишь. Читают лекции еще в Театральном музее, но там больше об иностранной опере. Я пришла сюда специально, потому что мне интересна эта тема и нисколько не пожалела», – рассказала нам посетительница «Лектория» Ольга Васильева.

Расписание проекта «Лекторий» на ближайшее время:

28 февраля – «Концептуальные основания современного искусства»

14 марта – «Тайны и мифы Стрельны»

28 марта – «Русский китч: как безвкусица стала нормой»

В 2019 году в рамках нашего просветительского проекта «Лекторий» слушатели узнали о несбывшихся планах строительства ленинградского метро, запахах эпохи барокко и разработках ученых во время блокады Ленинграда.

#лекторий #музыка #культура

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?