Только на сайте

Лекторий. Изобразительное искусство Сибири рубежа XX-XXI веков: назад в будущее?

В нашем «Лектории» выступила Татьяна Кубанова – кандидат культурологии и автор книг и статей по искусству коренных народов Сибири.

Лекторий. Изобразительное искусство Сибири рубежа XX-XXI веков: назад в будущее? | Фото: Софья Третьякова

Фото: Софья Третьякова

Эксперт рассказала слушателям о становлении искусства загадочного края и о том, что особенного в творчестве художников, которые вдохновляются местными традициями.

Видеозапись выступления можно посмотреть в нашем сообществе в социальной сети «ВКонтакте» или на нашем сайте.

Знакомство Татьяны Кубановой с изобразительным искусством Сибири началось в 1980-х годах, когда она посетила тематическую выставку в Красноярске. Как рассказала искусствовед, начало «истории подлинной любви» к такому искусству положила абстрактная работа Николая Рыбакова. Неизвестная природа «болезни длинной в 40 лет» (именно так Татьяна описала свое дело в разговоре с нашим корреспондентом) и стала темой лекции. 

Для становления искусства Сибири ключевую роль сыграл съезд местных художников в 20-е годы XX века, где представитель иркутского училища предложил сформулировать видение искусства Сибири и Дальнего Востока. Оно не должно было быть похожим на какое-либо другое, поскольку у местных народов – особое мифотворчество.

Следующий период, который захватил исследователей и художников – раскопки Пазырыкского кургана в 60-е годы. Именно там художниками были найдены рисунки, на которых прослеживался знаменитый стиль.  В 80-90-е годы к этим темам стали обращаться столичные исследователи. Они попробовали дать определение тем явлениям, которые заметили в искусстве. В первую очередь, это были традиции взаимоотношения человека с окружающим миром. Оказалось, что почти во всех произведениях прослеживались идеи анимизма: «каждый предмет имеет душу». Художник Сибири XX-XXI веков создает особое сакральное пространство творческого процесса, сохраняя таким образом связь со своими предками. Автор часто проводит много времени в исторических местах. Ставится задача не просто передать этнографические особенности жизни  населения, а понять его мировоззрение.

IMG_5299.JPG

Фото: Софья Третьякова

Оценив работы множества художников, можно вывести общие мотивы, которые встречаются в их творчестве. В изобразительном искусстве чаще всего отражается традиционный уклад жизни местных народов. В работах художников произошло изменение от одночастности к двухчастности, к теме сосуществования Неба и Земли. Общий «сценарий» картин сибирских художников на рубеже XX-XXI вв. – путь от хаоса к порядку, от божественного к земному.

При изучении творчества сибирских художников оказалось, у каждой территории свои особенности, которые отражают стиль этого направления. Некоторые техники представляют особый интерес. Например, Николай Жуков пишет свои работы в полной темноте. Он утверждает, что лист сам подсказывает, что нужно изобразить. Сергей Дыков создает картины, не отрывая карандаша или пера. Если наблюдать за его работой вживую, то образы рождаются прямо на глазах. Лишь в конце создания картины он подчеркивает детали цветом. 

Расписание проекта «Лекторий» на ближайшее время:

15 ноября – «Окончание Первой мировой войны и первый шаг к новой войне».

22 ноября – «Пять причин, по которым мы должны вернуться на Луну».

6 декабря – «Что такое Фаберже – миф, китч или…?».

Второй сезон «Лектория» главной городской газеты «Санкт-Петербургские ведомости» запомнился нашим читателям выступлениями знаковых лекторов.

В нашей редакции выступили сотрудник Русского музея, историк искусства и журналист Светлана Конокотина, всемирно известный литературовед  Борис Аверин, профессор Гуманитарного института Политехнического университета Андрей Михайлов,  краевед Михаил Крайнов, исследователь метрополитена Дмитрий Графов, а также ведущий архитектор Эрмитажа Виктор Туралин.

#лекторий #история #сибирь

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?