Куда идет «Народоволец»? Подводная лодка Д-2 предстанет в обновленном виде

Подводная лодка Д-2, филиал Центрального военно-морского музея (ЦВММ) имени императора Петра Великого, предстанет скоро в обновленном виде. Точнее, не она сама, а пристроенный к ней корпус, где размещена экспозиция: вместо него появится вместительное капитальное здание. Толчком к принятию такого решения послужил двойной юбилей, который отметили музейщики: 90 лет со дня спуска на воду этой подлодки, участвовавшей в обороне Ленинграда, и 25 лет с той поры, когда, став мемориалом-музеем, она поселилась рядом с павильонами «Ленэкспо» (улица Шкиперский Проток, 10).

Куда идет «Народоволец»? Подводная лодка Д-2 предстанет в обновленном виде | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Этот музейный комплекс, расположившийся недалеко от Финского залива, у Галерного ковша, не пустовал никогда: только в прошлом году его посетили более 36 тысяч петербуржцев и гостей города. Что, конечно, немало, если учесть, что музейщикам приходится работать в стесненных условиях, а сам застывший на постаменте Д-2, главный экспонат, устроен так, что передвигаться по его отсекам могут лишь небольшие группы.

Но экскурсии здесь проходят ежедневно. Еще бы, ведь это одна из первых советских подлодок проекта «Декабрист».

Вторая из шести дизель-электрических подводных лодок этого проекта, Д-2, была заложена на Балтийском заводе 5 марта 1927 года и называлась поначалу «Народоволец». Опыта строительства таких кораблей у балтийцев тогда не было: они начинали буквально с нуля, подготовив на первых порах неполный комплект чертежей (всю проектную документацию представили год спустя) и меняя технические решения на ходу. Для этих целей на судоверфи было создано новое конструкторское бюро, возглавил которое Борис Малинин.

Два года спустя ленинградцы спустили на воду три первые подлодки этого проекта (остальные три сооружались на Николаевском судостроительном заводе). 11 сентября 1931 года «Народоволец» вошел в состав Балтфлота, фактически сохранив двойное название, а когда летом 1933-го был создан Северный флот, его перевели туда. Правда, позже корабль вернулся в Кронштадт на капремонт и модернизацию, да так и остался на Балтике, охраняя ее акваторию...

Первенец подводного флота ВМФ России удивляет не только габаритами. Кирилл Кондратьев, руководитель этого филиала ЦВММ, отмечает, что корпус подобных размеров (76 метров в длину и почти семь в ширину) имеют и современные дизель-электрические подлодки. Но главное, при строительстве «декабристов» было заложено немало смелых технических решений.

В надводном положении Д-2, корпус которой разбит на семь отсеков, использовала дизельные двигатели, а под водой перемещалась благодаря накопленной в 240 аккумуляторах электроэнергии, говорят сотрудники музея. Причем электромоторы работали в двух режимах: первый позволял кораблю двигаться со скоростью девять узлов, но недолго, а переключившись на второй, он мог находиться в подводном положении больше двух суток, пересекая всю Балтику, хотя и шел значительно медленнее.

Такие подлодки, имевшие восемь торпедных аппаратов (шесть в носовой части и два на корме), а также две артиллерийские установки, представляли собой довольно грозную силу. В годы Великой Отечественной войны экипаж Д-2 под командованием капитана 3-го ранга Романа Линденберга совершил несколько торпедных атак и потопил пять вражеских кораблей, включая крупный морской паром. При этом сама подлодка осталась неповрежденной...

О судьбе этой субмарины (после войны она была преобразована в учебно-тренировочную станцию) и членов ее экипажа рассказывают музейные экспонаты, среди которых макеты подобных кораблей разных проектов, оружие фронтовых лет, фотоснимки и карты, личные вещи моряков. В том числе командира «Народовольца» и его старшего помощника Семена Богорада (в 1944 году он был переведен на подлодку Щ-310 в качестве ее командира), которому было присвоено звание Героя Советского Союза...

Четверть века назад по проекту, разработанному в ЦКБ морской техники «Рубин», Д-2 превратилась в мемориальный комплекс, посвященный героям-подводникам (в этих работах участвовали корабелы Балтийского завода), и при нем появилась небольшая музейная пристройка. В первые годы после открытия экспозиции этого помещения вроде хватало. Со временем же стало очевидно, что она хоть и востребована, но нуждается в обновлении, а сделать это можно только на новых, более просторных площадях.

«По решению петербургского губернатора нам передали участок земли в полгектара, и на месте этой тесноватой пристройки появятся современные музейные палаты», - рассказал Руслан Нехай, директор ЦВММ, тоже отметившего в этом году круглую дату, 310 лет со дня основания.

В новых залах, которые «примкнут» к Д-2, намечено разместить модели всех российских подлодок, когда-либо существовавших или только проектируемых - больше ста образцов. Некоторая часть таких экспонатов, скорее всего, переместится туда, покинув стены ЦВММ, но львиную долю моделей планируется сделать заново с применением аддитивных технологий (объемной 3D-печати) в масштабе один к пятидесяти, позволяющем воссоздать малейшие детали подводных боевых кораблей.

#музей #подводная лодка #Ленэкспо

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 235 (6588) от 13.12.2019 под заголовком «Куда идет «Народоволец»».


Комментарии