Куда идет «Народоволец»? Подводная лодка Д-2 предстанет в обновленном виде

Подводная лодка Д-2, филиал Центрального военно-морского музея (ЦВММ) имени императора Петра Великого, предстанет скоро в обновленном виде. Точнее, не она сама, а пристроенный к ней корпус, где размещена экспозиция: вместо него появится вместительное капитальное здание. Толчком к принятию такого решения послужил двойной юбилей, который отметили музейщики: 90 лет со дня спуска на воду этой подлодки, участвовавшей в обороне Ленинграда, и 25 лет с той поры, когда, став мемориалом-музеем, она поселилась рядом с павильонами «Ленэкспо» (улица Шкиперский Проток, 10).

Куда идет «Народоволец»? Подводная лодка Д-2 предстанет в обновленном виде | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Этот музейный комплекс, расположившийся недалеко от Финского залива, у Галерного ковша, не пустовал никогда: только в прошлом году его посетили более 36 тысяч петербуржцев и гостей города. Что, конечно, немало, если учесть, что музейщикам приходится работать в стесненных условиях, а сам застывший на постаменте Д-2, главный экспонат, устроен так, что передвигаться по его отсекам могут лишь небольшие группы.

Но экскурсии здесь проходят ежедневно. Еще бы, ведь это одна из первых советских подлодок проекта «Декабрист».

Вторая из шести дизель-электрических подводных лодок этого проекта, Д-2, была заложена на Балтийском заводе 5 марта 1927 года и называлась поначалу «Народоволец». Опыта строительства таких кораблей у балтийцев тогда не было: они начинали буквально с нуля, подготовив на первых порах неполный комплект чертежей (всю проектную документацию представили год спустя) и меняя технические решения на ходу. Для этих целей на судоверфи было создано новое конструкторское бюро, возглавил которое Борис Малинин.

Два года спустя ленинградцы спустили на воду три первые подлодки этого проекта (остальные три сооружались на Николаевском судостроительном заводе). 11 сентября 1931 года «Народоволец» вошел в состав Балтфлота, фактически сохранив двойное название, а когда летом 1933-го был создан Северный флот, его перевели туда. Правда, позже корабль вернулся в Кронштадт на капремонт и модернизацию, да так и остался на Балтике, охраняя ее акваторию...

Первенец подводного флота ВМФ России удивляет не только габаритами. Кирилл Кондратьев, руководитель этого филиала ЦВММ, отмечает, что корпус подобных размеров (76 метров в длину и почти семь в ширину) имеют и современные дизель-электрические подлодки. Но главное, при строительстве «декабристов» было заложено немало смелых технических решений.

В надводном положении Д-2, корпус которой разбит на семь отсеков, использовала дизельные двигатели, а под водой перемещалась благодаря накопленной в 240 аккумуляторах электроэнергии, говорят сотрудники музея. Причем электромоторы работали в двух режимах: первый позволял кораблю двигаться со скоростью девять узлов, но недолго, а переключившись на второй, он мог находиться в подводном положении больше двух суток, пересекая всю Балтику, хотя и шел значительно медленнее.

Такие подлодки, имевшие восемь торпедных аппаратов (шесть в носовой части и два на корме), а также две артиллерийские установки, представляли собой довольно грозную силу. В годы Великой Отечественной войны экипаж Д-2 под командованием капитана 3-го ранга Романа Линденберга совершил несколько торпедных атак и потопил пять вражеских кораблей, включая крупный морской паром. При этом сама подлодка осталась неповрежденной...

О судьбе этой субмарины (после войны она была преобразована в учебно-тренировочную станцию) и членов ее экипажа рассказывают музейные экспонаты, среди которых макеты подобных кораблей разных проектов, оружие фронтовых лет, фотоснимки и карты, личные вещи моряков. В том числе командира «Народовольца» и его старшего помощника Семена Богорада (в 1944 году он был переведен на подлодку Щ-310 в качестве ее командира), которому было присвоено звание Героя Советского Союза...

Четверть века назад по проекту, разработанному в ЦКБ морской техники «Рубин», Д-2 превратилась в мемориальный комплекс, посвященный героям-подводникам (в этих работах участвовали корабелы Балтийского завода), и при нем появилась небольшая музейная пристройка. В первые годы после открытия экспозиции этого помещения вроде хватало. Со временем же стало очевидно, что она хоть и востребована, но нуждается в обновлении, а сделать это можно только на новых, более просторных площадях.

«По решению петербургского губернатора нам передали участок земли в полгектара, и на месте этой тесноватой пристройки появятся современные музейные палаты», - рассказал Руслан Нехай, директор ЦВММ, тоже отметившего в этом году круглую дату, 310 лет со дня основания.

В новых залах, которые «примкнут» к Д-2, намечено разместить модели всех российских подлодок, когда-либо существовавших или только проектируемых - больше ста образцов. Некоторая часть таких экспонатов, скорее всего, переместится туда, покинув стены ЦВММ, но львиную долю моделей планируется сделать заново с применением аддитивных технологий (объемной 3D-печати) в масштабе один к пятидесяти, позволяющем воссоздать малейшие детали подводных боевых кораблей.

#музей #подводная лодка #Ленэкспо

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 235 (6588) от 13.12.2019 под заголовком «Куда идет «Народоволец»».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?