Кто остался с НОСом? Объявлены имена лауреатов премии «Новая словесность»

В начале нового года объявлены имена сразу нескольких лауреатов премии «НОС» («Новая словесность»), которая в этом сезоне отметила десятилетний юбилей. Она была учреждена в год 200-летия со дня рождения Гоголя. Ее цель - выявление и поддержка новых трендов в литературе, а также создание площадки для дискуссии: шорт-лист и победитель премии определяются во время публичных дебатов. Помимо главного в рамках премии также вручается приз читательских симпатий и приз критического сообщества, который определяется жюри, состоящим из профессиональных критиков. А в Нижнем Новгороде уже второй год существует региональный проект премии - «Волга/НОС», где действует отдельное жюри, определяется свой шорт-лист, а также победитель. Итак, кто же остался с НОСом в этом году?

Кто остался с НОСом? Объявлены имена лауреатов премии «Новая словесность» | Иллюстрация Shai Halud/shutterstock.com

Иллюстрация Shai Halud/shutterstock.com

Победитель премии

Александр Стесин. Нью-Йоркский обход. - М.: Новое литературное обозрение, 2019. - 288 с.

Поэт и врач Александр Стесин пишет и публикуется уже очень давно, но, кажется, только в прошлом году получил признание. Три книги стихов, несколько книг прозы, последняя из которых вышла в декабре. Предпоследний «Нью-йоркский обход» - рассказ о работе в больницах разных районов Большого Яблока. Кто-то говорит, что эта книга написана на грани художественной и нехудожественной литературы и определяется ставшим модным в последнее время словом автофикшн (самопортретирование, сочетающее элементы автобиографического повествования и авторского вымысла), кто-то называет ее романом поэта; это одновременно и записки врача, и записки путешественника.

Автор, вокруг фигуры которого и собирается это разношерстное повествование (социальные низы Бронкса, живущие прошлым евреи Бруклина, безумный корейский Квинс, Гарлем - сердце черной Америки, американская Индия в миниатюре - а в финале уже и настоящая - и прочее, и прочее), с одной стороны, предельно внимателен к тем, о ком пишет, а с другой - всем одинаково чужд. И здесь вскрывается еще один важный пласт этого текста - он еще и эмигрантская проза. А сам Стесин еще и философ, который постоянно, имея дело с жизнью и смертью, размышляет о буддистской формуле вселенской любви и отказе от эгоизма.

Приз критического сообщества

Линор Горалик. Все, способные дышать дыхание. - М.: АСТ, 2018. - 448 с.

Линор Горалик - известная русско-израильская писательница, поэтесса, переводчик, эссеист, маркетолог, журналист, теоретик моды. Главным во всех многочисленных сферах своей деятельности она называет внимание к другому - будь то человек или зверь. Эта тема определила и «Всех, способных дышать дыхание».

Ее новый роман удивителен во многих отношениях. Во-первых, это первое большое произведение Горалик, написанное не в соавторстве. Во-вторых, сюжет этой книги - жизнь в Израиле, пережившем катастрофу, после которой половина страны оказалась разрушена, по ней распространилась неизвестная «радужная болезнь», но главное - заговорили животные. При всем том, что Горалик использует знакомую модель очеловечивания животных - они в книге обретают речь, - они от этого отнюдь не начинают вести себя как люди.

Один из ключевых образов романа - растрескавшееся после катастрофы стекло, оно же в каком-то смысле характеризует и структуру текста, он будто бы тоже единое целое, составленное из отдельных, пусть и сквозных сюжетов - кусочков. Это во многом - и из-за содержания, и из-за особого поэтического языка - не простое, но абсолютно завораживающее чтение, после которого вы еще долго будете задумчиво коситься на своего домашнего питомца, пытаясь угадать, что за мысли бродят у него в голове.

Приз читательских симпатий

Алексей Поляринов. Центр тяжести. - М.: Эксмо, 2018. - 480 с.

Молодой писатель Алексей Поляринов в ушедшем году, можно сказать, выполнил и перевыполнил план по публикациям: в совместном с Сергеем Карповым переводе вышел один из важнейших зарубежных текстов второй половины XX века - «Бесконечная шутка» Дэвида Фостера Уоллеса, был издан его первый роман «Центр тяжести», а также сборник эссе (которые Поляринов уже давно публиковал в ЖЖ) о литературе «Почти два килограмма слов».

В «Центре тяжести» несколько сюжетных линий. Он начинается почти как какой-то советский детектив для детей - поисками пропавшего в поселке озера, а заканчивается художниками-акционистами и проделками хакеров, куда уж современнее. Здесь очень много самого автора - и автобиографизм, и использование художественных приемов любимых писателей, и ощущение, что в текст подчас против воли проникает то, о чем, как считает Поляринов, невозможно молчать. Эта книга, несомненно, роман взросления, причем в нескольких смыслах - взросления героев, а также самого писателя (за спиной которого уже есть один, как он называет его, «нулевой» роман). Как прилежный ученик, он впитывает обширное наследие предшественников и по-своему, творчески его перерабатывает, создавая свой собственный метароман.

Победитель премии «Волга/НОС»

Даниил Туровский. Вторжение. Краткая история русских хакеров.
- М.: Индивидуум, 2019. - 296 с.

В плане актуальности и современности темы книга журналиста Даниила Туровского, безусловно, очень точное попадание в категорию новой словесности. Согласитесь, часто можно услышать о том, что русские хакеры - самые лучшие хакеры в мире. Это действительно так по ряду причин: например, хорошее математическое образование и свойственное им на первых порах (еще в девяностых) ощущение полной свободы. О наших хакерах вновь активно заговорили летом 2016 года, когда неизвестные выложили в Интернет переписку высших чинов Демократической партии США, что мгновенно стало одним из главных сюжетов мировой политики. До этого так громко эта тема звучала в конце прошлого века - когда были взломаны серверы НАСА и нескольких крупных американских госучреждений.

Книга Туровского историческая, повествование начинается с сюжета о первом в мире кибербеженце Александре Вари и одновременно - рассказами о спецслужбах, погонях и оружии. Она напоминает шпионский боевик. Но главным образом это, конечно, добросовестное журналистское исследование (в том числе феномена власти), которых сейчас у нас очень не хватает. А вот заклеивать после прочтения камеру на компьютере или нет, решать уже вам.

#премия #литература #писатель

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 011 (6609) от 23.01.2020 под заголовком «Кто остался с НОСом?».


Комментарии