Только на сайте

Кто главный? В «Приюте комедианта» покажут нового «Онегина»

Режиссер Роман Габриа ломает привычное восприятие романа Пушкина. Смело называет Онегина негодяем, а на первый план выводит историю Татьяны.

Кто главный? В «Приюте комедианта» покажут нового «Онегина» | Фото предоставлено театром «Приют комедианта»

Фото предоставлено театром «Приют комедианта»

Премьера спектакля по мотивам романа Александра Пушкина «Евгений Онегин» состоялась в «Приюте комедианта» в прошлом году, но 22 и 23 августа театр приглашает на премьеру ещё раз – на сцене покажут вторую, обновленную, версию постановки.

«Почему-то в школе история Онегина кажется простым рассказом о любви, но на самом деле она о смерти», – рассказал режиссер спектакля «Онегин» Роман Габриа. Сохраняется поэтический язык Пушкина, режиссер следует сюжету и перипетиям романа. Но на известный сюжет зритель смотрит не глазами Онегина, а Татьяны, узнает о событиях из ее снов и грез. На вопрос, почему именно женщина выходит на первый план, Габриа отвечает: «Через женщину рассказывать историю всегда интереснее и сложнее, в смысле чувственном и образном. Но, честно говоря, специального пути к этому не было. Татьяна для меня – главная героиня романа однозначно. И в этом я согласен с Достоевским, который удивляется, почему Пушкин не назвал книгу ее именем. Именно акцент на героине рождает в Пушкине-поэте такие глубокие и сложные метафоры. Мы тоже пытались сделать спектакль в стихах, образный и поэтичный».


Фото предоставлено театром «Приют комедианта»

Габриа пригласил в команду артистов, уже хорошо ему известных, из родной «Мастерской» и БДТ. Но впервые они работали как «творческая артель». Например, исполнительница главной роли Александра Магелатова работала как фото и видеохудожник постановки. Каждый из артистов предлагал собственные решения для будущего спектакля — необычный способ работы для театра.

С начала запуска роль Онегина играл актер «Мастерской» и Театра на Васильевском Сергей Агафонов. Но сейчас «Приют комедианта» пригласил артиста Театра им. Ленсовета Ивана Бровина. «Санкт-Петербургские ведомости» узнали у Романа Габриа, что изменится после ввода нового исполнителя:

– На уроках литературы в школе Онегина зачастую оправдывают и делают положительным персонажем. В вашем спектакле же он антигерой. В новой версии спектакля это отношение к Евгению сохранится?

– Не вижу причин оправдывать Онегина. Школьная программа, как я помню, акцентирует внимание на письме Татьяны и на дружбе Евгения с Ленским. «Лед и пламень» и всё такое. Но выходка с Ольгой и дуэль (говоря простым языком, убийство) – намного важнее. Преступление разрушает самого Онегина, оно меняет Татьяну. Если разбирать поступки последовательно, Онегин, конечно, – антигерой. И остается таким для меня по-прежнему. Но дело в другом: мне хочется увидеть в нем живого человека, а значит, неоднозначного. Может, даже пожалеть.

– Почему ввод актера – Ивана Бровина на роль Евгения Онегина – изменил весь спектакль?

– Иван – другой артист и человек, для всей команды его появление – возможность переосмыслить и сформировать новый взгляд на спектакль. Повторять предыдущий рисунок роли невозможно, да и неинтересно. В новой версии спектакля мое видение Онегина будет не «вычитано» из романа – я буду идти от артиста, сам бороться со сформировавшимся представлением об Онегине. Для меня это работа над ошибками. И артисты, которых я люблю, уверен, меня поддержат.


Фото предоставлено театром «Приют комедианта»

– Какие именно изменения произойдут?

– Изменятся связи между героями: иной станет история дружбы Онегина и Ленского, изменятся причины и следствия встречи Евгения и Татьяны, Евгения и Ольги. Финальная точка онегинской линии будет радикально иной. Это будет раскаяние, а значит, в спектакле появятся теплые краски. Маска, которой был для меня Онегин, снята. Я хочу видеть в нем человека. И мы с Иваном попытаемся это сделать. По сути, мы представим новый спектакль о примирении с самим собой, а не о саморазрушении.

Иван Бровин тоже рассказал о своем видении новой роли: «Режиссер многое меняет в образе Онегина. Он форсирует некоторые события, подчеркивает отдельные сюжетные линии и выделяет Татьяну. Как бы подлецом ни казался Евгений, все свои поступки он совершает из некого благородства. Да, такой подход и трактовка героя несколько жестка и циничная, даже наглая — оправдать поступки героя какими-то положительными стремлениями. На самом деле, он не хочет причинять боль, а после жалеет о содеянном».


В новой версии спектакля Онегина играет Иван Бровин. Фото Дарьи Медведевой

Первая версия «Онегина» уже успела получить положительную оценку от профессиональной критики. Актриса Александра Магелатова даже номинирована на «Золотой Софит» за роль Татьяны. Тем интереснее ее взгляд на необычную постановку. Мы встретились с актрисой перед репетицией и расспросили о работе над спектаклем.

– Насколько спектакль «Онегин», где вы исполняете главную роль, отличается от пушкинского романа?

– В начале я боялась одного – что мне предложат остаться в рамках банального представления о Татьяне Лариной. Но уже на первых репетициях поняла: режиссер далек от шаблонного видения романа и, наоборот, хочет его пересмотреть. Мне кажется, что школьное представление о Татьяне ложное. Ее описывают милой симпатяжкой, но у Пушкина четко написано, что она странная и окружающих это настораживает. Но в целом мы не отошли от сюжета, только добавили эпизоды о ее замужней жизни с Генералом. Эти сцены — исключительно наша фантазия.

Я помню, что впервые прочла роман в 15, одновременно с «Героем нашего времени». И мне нравились Онегин и Печорин. Но сейчас, уже с определенным жизненным опытом за плечами, я понимаю, что они не очень хорошие люди. Хотя в школе их пытались оправдать: страдальцы, которые мучаются от душевных терзаний и не могут найти себя. По-моему, странно, что взрослые учительницы находят аргументы, чтобы доказать это детям.

В этом смысле наш спектакль показывает взгляд не новый, но правдивый. Конечно мы немного хулиганили, но, мне кажется, с позволения самого Александра Сергеевича. Он сам был веселым человеком и приколистом.


Александра Магелатова предстает перед зрителями в образе Татьяны. Фото предоставлено театром «Приют комедианта»

– Какие выводы должен сделать зритель после просмотра вашего спектакля?

– Мне кажется, что зритель не должен делать никаких выводов. Здорово, если он что-то поймет для себя. Мне бы хотелось, чтобы люди выходили из зала, будто вдохнув свежего воздуха в горах.

– Что изменится в спектакле после ввода нового актера в августе?

– Я думаю, что теперь Онегин станет более глубоким персонажем. Мне кажется, что наш спектакль – очень большой эксперимент. Обычно в театрах постановки идут ровно такими, какими были на премьере. А наша непрерывно меняется, живет и течет, как река. А в одну реку дважды не войдешь. Иногда Роман мог подойти к нам перед спектаклем и сказать: «А сейчас начните с такой-то сцены». И мы в режиме реального времени играли что-то по-новому. В этом смысле «Онегин» – уникальный спектакль, он не бывает одинаковым.

Репетиции спектакля можно назвать отдельным видом искусства. Так как спектакль необычный, то и подход к репетиция не совсем традиционный. «Я помню, какой шок испытала на первых репетициях. Тогда Роман давал нам «домашние задания», – рассказала Александра Магелатова. – Он попросил меня придумать эротический сон Татьяны Лариной. «Ничего себе начало!» – подумала я. Но через такие задания мы шли не просто по тексту, а анализировали, представляли, что происходит в душе у наших героев. Мы занимались их подсознанием, а потом только заговорили о сознательных поступках».


Фото предоставлено театром «Приют комедианта»

Сам Роман Габриа так рассказывает о работе над спектаклем: «Честно, это единственная работа, которую я создавал таким лабораторным методом. Не каждый коллектив готов к этому. Думаю, для артиста это максимально сложный путь приближения к роли: большинство хочет, чтобы им ставили, а тут нужно не спать ночами. Такая работа требует крови и пота. Я предложил ребятам свой разбор романа: кто есть кто и почему, придумал для них рамки, и две недели ежедневно они приносили собственные этюды, музыку, придумывали костюмы. Постепенно я вел их к собственным решениям и виденью, а они предлагали свои удивительные идеи. Через две недели у нас уже был готов эскиз спектакля. Хотя мне ближе метод работы, когда «раскадровка» спектакля рождается у тебя в голове, и ты ее реализуешь, мне ближе, такое сотворчество с артистами – процесс непредсказуемый и интересный. Когда артисты становятся авторами, я счастлив».

#спектакль #театры Петербурга #Приют комедианта

Комментарии