Красота умирает. Как спасти петербургские витражи?

Спасение витражей, окон, дверей и другого декоративного оформления в исторических жилых домах Петербурга – личное дело собственников жилья. Таков главный итог серии встреч активистов, экспертов и чиновников. Они состоялись в библиотеке им. В. И. Ленина и в библиотеке «Линии» (филиал Маяковки, где работает выставка, посвященная витражам).

Красота умирает. Как спасти петербургские витражи? | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Потери

Одиннадцать лет назад Евгений Иванов, исследователь петербургских витражей, в одном интервью заметил: на начало 1990-х годов в городе насчитывалось 650 адресов зданий, где сохранились витражи. В основном это доходные дома, построенные на рубеже XIX – XX веков. Сейчас Татьяна Княжицкая, искусствовед, руководитель проекта «Витражи в России», при поддержке волонтеров ведет обследование домов четырех исторических районов Петербурга, фиксируя сохранившиеся витражи. В Василеостровском и Петроградском районах эта работа завершена, изданы альбомы-каталоги. В Адмиралтейском и Центральном районах намечено провести ее в 2021 и 2022 годах, соответственно. По предварительной оценке Княжицкой, всего по Петербургу наберется менее 400 адресов. Их них памятников архитектуры – более половины. Среди громких утрат последнего времени витражи на улице Некрасова, 46; Введенской улице, 5; Пионерской улице, 22. По последнему адресу находится объект культурного наследия – «Доходный дом Федора Петрова», построенный в 1915 году в неоклассическом стиле по проекту архитекторов Александра Димитрато и Иосифа Долгинова. В каталоге «Витражи Петроградского района» этого адреса уже нет.

Причинение... добра

Сергей Макаров, председатель КГИОП, сказал на одной из встреч, что власти привлекали и будут привлекать к ответственности за самовольные работы по замене витражей. Но добавил: «Административными способами невозможно заставить любить наследие. Если людям важнее всего аргумент «тепло стало на лестнице», то никакой КГИОП в мире не спасет витражи».

Мы посетили (спасибо витражезащитникам) дом № 19 – 21 по Большому проспекту Петроградской стороны. Там на двух лестницах находится 20 «свинцово-паечных» витражей с пятью разными типами рисунков. На части окон сохранилась подлинная фурнитура, а дом построен 115 лет назад. Но что еще важнее – на некоторых окнах фурнитура современная. Значит, можно делать ремонт, не уничтожая витражи в пользу стеклопакетов. И на лестнице тепло. Иное дело, что даже невооруженным глазом видно, насколько хрупка красота витражей. По словам Татьяны Княжицкой, витражи массового производства начала ХХ века были рассчитаны примерно на 100 лет службы. Иными словами, слово «вечный» к ним можно применить только как образ. И что делать дальше – сдавать в музеи?.. Оставим пока этот вопрос открытым.

Одна из встреч была посвящена проблемам сохранения исторических деревянных окон и дверей. Валентина Манн, Андрей Трошков и Александр Артемьев, основатели проекта «Двери с помоек», рассказали, как ищут, буквально среди мусора, и реставрируют в специально созданной ими мастерской то, что должно было погибнуть. Все трое – молодые петербуржцы в первом поколении. Они оставили престижную, непыльную во всех смыслах работу, чтобы расчищать и укреплять наследие. Героями себя не считают и понимают, что успевают спасти немногое. Но уверены: делают важное дело, прививая людям любовь к старине. Абсолютное большинство дверей на родные петли не вернутся. Но находят новых хозяев. По словам Валентины Манн, реставрация исторической деревянной двери обойдется дешевле, чем изготовление аналогичной новой.

На той же встрече «по дереву» Екатерина Тюрина, историк и эксперт по культурному наследию, заметила, что, по существующим законам, владельцы квартир в зданиях-памятниках обязаны сохранять расстекловку и цвет оконных рам, но не материал. И это позволяет менять деревянные окна на стеклопакеты.

Достаточно одного жителя

На финальной встрече под названием «Как неравнодушный горожанин может защитить декор исторических зданий?» своеобразный мастер-класс провел Сергей Богач, житель дома № 18 по Зверинской улице. Здание не является объектом культурного наследия, это пример модерна, «Доходный дом архитектора Александра Эрлиха», построенный в 1910 году по его собственному проекту.

Строитель по профессии, Богач поселился там семь лет назад. И быстро понял две вещи. Первая – надо сохранять витражи на лестнице, как он потом выяснил, с очень редким геральдическим рисунком, а также деревянный входной тамбур и ажурные кованые перила на лестнице. Вторая – 95 процентов жителей дома индифферентная публика. У жителей коммуналок, у тех, кто сдает жилье в аренду, у арендаторов – другие интересы.

В лучшем случае один собственник готов отстаивать витраж, расположенный напротив дверей его квартиры. Остальным по душе стеклопакеты. И тогда Богач стал работать на два фронта. Не один месяц он разъяснял соседям, что исторические окна надо сохранить. И одновременно нашел единомышленников в общероссийском движении «Внимание», которое помогло собрать средства на ремонт тамбура и воссоздание остекленной входной двери взамен уродливой железной, простоявшей лет двадцать.

Когда трое собственников хотели установить у себя стеклопакеты, Богач убедил их этого не делать. Двум нашел подрядчиков, готовых за те же деньги установить «дерево», одному – выплатил разницу между новым деревянным окном и стеклопакетом.

Когда собственникам квартир общими усилиями удалось передвинуть капитальный ремонт дома с далеких 2030-х на конкретный 2021 год, то общее собрание большинством голосов приняло решение отказаться от замены на лестницах оконных заполнений. Понимая при этом, что ремонтировать деревянные рамы и витражи придется за свой счет.

Но это был только первый шаг. За ним последовали долгие переговоры с сотрудниками Фонда капитального ремонта, чтобы увидеть проект. Богач понял, что надо спасать декор фасада, иначе модерновый дом станет похож на панельный. С помощью «Внимания» были получены архивные фотографии и копии оригинальных чертежей Эрлиха. После чего состоялись новые переговоры. В итоге фонд разрешил Богачу внести изменения в уже готовый проект. Что безвозмездно сделали знакомые проектировщики активиста. Сейчас Богач рассчитывает получить на время ремонта доступ на строительные леса.

Музеефикация или охрана

Теперь вернемся к вопросу о передаче витражей в музеи. Вот как ответил на него Александр Кононов, заместитель председателя Петербургского отделения ВООПИиК: «Я категорически против демонтажа витражей, оконных заполнений, дверей в парадных и других ценных элементов в интерьерах исторических зданий (за редким исключением, когда элемент настолько уникален, что место ему только в музее). В этих домах живут люди, туда приходят любители старины. Если никто не заинтересован в сохранении красоты, то пусть лучше она постепенно умирает в городе на своем посту, чем станет вырванным из контекста мертвым грузом в музейных фондах, откуда пути назад, в живую, подлинную историческую среду города уже нет».

Что касается прихода любителей старины, то этот вопрос также обсуждался на встречах. Собственники жилья в «витражных» домах настаивают на том, чтобы все экскурсии были с ними заранее согласованы и не нарушали покоя жильцов. Иван Громов, глава администрации Петроградского района, говорил о том, что 120 кровель стали зоной боевых действий с «экскурсантами». Два года потребовалось на создание нового типа дверей на чердаки. Чтобы, пока их ломают, жители дома успели вызвать полицию.

#витражи #искусство #сохранение

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 76 (6914) от 29.04.2021 под заголовком «Красота умирает».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?