Кошка родом из ТЮЗа. Ирина Соколова отметила юбилей

Как ни бранят театр за архаичность и заскорузлость, он все-таки меняется. И не всегда в худшую сторону. Вот, скажем, могли ли Татьяна Доронина или Сергей Юрский, покинувшие наш город и прописавшиеся в Москве, мечтать о том, чтобы их юбилеи отмечались на сцене БДТ? Они уезжали, словно на край света, как говорил Чацкий: «Бегу, не оглянусь...». А теперь десятки артистов и режиссеров снуют туда-сюда, играя то во МХАТе, то в Александринке, то в МДТ, то в «Современнике», – и никто не упрекает их в отсутствии патриотизма. Два мегаполиса слились в общий театральный Вавилон. И внутри городов та же мешанина. Так что на вопрос: «А он из какого театра?» – не всегда сумеешь ответить.

Кошка родом из ТЮЗа. Ирина Соколова отметила юбилей | Фото Натальи КОРЕНОВСКОЙ предоставлено пресс-службой ТЮЗа

Фото Натальи КОРЕНОВСКОЙ предоставлено пресс-службой ТЮЗа

Ирина Соколова ушла из труппы ТЮЗа давным-давно. Думали – навсегда. Где только ни пригодилась, от «Балтийского дома» до БДТ. Кого только ни играла – от Крокодила до дамы с собачкой в спектакле «Я – Фейербах». Однако постепенно, усилиями режиссеров, которые не могли обойтись без главной тюзянки – Кошки, которая гуляла сама по себе, – театр детской радости снова стал заманивать актрису в свои сети. И теперь уже без ее Пульхерии Ивановны невозможно представить «Старосветских помещиков». Да и свой юбилей Ирина Леонидовна, переждав карантинные времена, отметила на родной сцене, где ее встретили такой овацией, ради которой стоило вернуться. Впрочем, она словно и не уходила.

Творческий вечер Соколова сплела из собственной судьбы и роли Элеоноры Дузе. И в роскошном платье, в котором бывшая травести, «инженер» детских душ, психофизики мальчиков и девочек, бабушек и зверушек, блеснула неотразимой женственностью. Если Александра Сокурова в актрисе привлек гротескный дар перевоплощения (в «Скорбном бесчувствии» по пьесе Шоу сыграла эксцентричную няню, а в «Молохе» – доктора Геббельса), то Роман Виктюк прельстился ее природными свойствами. Нежность и чувство юмора, вдумчивость и непредсказуемость годами копились и скрывались в Ирине, чтобы выплеснуться в спектакле-исповеди «Элеонора. Последняя ночь в Питтсбурге».

Монологи великой итальянки были изящными виньетками на полях повести о жизни самой Ирины Леонидовны, которая тоже, можно сказать, родилась на сцене и на подмостки вышла в чрезвычайно нежном возрасте. После войны, блокады, эвакуации, шестнадцати лет от роду, имея солидный актерский стаж службы в Мурманском театре Балтийского флота, она была потрясена, не пройдя по конкурсу в Театральный институт. Тогда хрупкие девушки небольшого роста могли претендовать только на школу-студию ТЮЗа, которая к обоюдному счастью (и ТЮЗа, и актрисы) открылась через год. Потом были Конек-Горбунок, Тимми, Бемби, Маленький принц и еще десятки ролей, о которых даже не подозревала Элеонора Дузе, чья карьера ограничивалась пьесами Дюма и Габриэле Д,Аннунцио. Вот бы позавидовала, если бы дожила! А нашей примадонне не хватало серьезных работ. Лев Додин на заре их общей туманной юности порадовал девушку ролью Аграфены Кондратьевны в пьесе Островского «Свои люди – сочтемся», З. Я. Корогодский утешил возможностью сыграть Офелию в дуэте с Георгием Тараторкиным – Гамлетом...

На творческом вечере в честь своего юбилея Соколова с особенной теплотой вспоминала товарищей по ТЮЗу той поры. Вспоминал исключительный по составу ансамбль 1960 – 1970-х и весь зал. На экране застывали кадры из спектаклей, портреты З. Я., увы, «иных уж нет, а те далече». Из однокашников актрисы в строю осталась, кажется, только Галина Костина, по сей день верная Театру Комедии. А из давних партнеров – Николай Буров, начинавший как Вожак в «Бемби». И, конечно, Наталья Боровкова, бессменная партнерша и по ТЮЗу, и по ленконцертовским «халтурам», и по капустникам. По словам актрисы, ТЮЗ той поры был больше, чем театр, – семья. А настоящая семья страдала отсутствием стопроцентных родителей. Дочка Ксения Иванова даже просила: «Мама, погости у меня!».

И все же дочка выросла замечательная, и младшая сестра Алена Ложкина удалась на славу, и племянница Анна Арефьева – ведущая актриса Мастерской Григория Козлова... Все, включая внуков и правнуков, в вечер юбилея делили аплодисменты, выпавшие на долю прекрасной Ирины Соколовой. Семья театральная и семья домашняя (где, как и на сцене, кошки-собаки не переводятся) подпитывают друг друга. Поэтому актриса успевает и в кино, и на нескольких сценах обеих столиц играть. Другой такой нет. Она сама –Театр.

#актриса #театр #ТЮЗ #юбилей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 94 (6932) от 27.05.2021 под заголовком «Кошка родом из ТЮЗа».


Комментарии