«Осень русского Средневековья» наступила в Корпусе Бенуа

В Корпусе Бенуа ГРМ развернул выставку искусства XVII века. Ее название позаимствовано у голландского историка Йохана Хейзинги. Сто лет назад в свет вышла его книга «Осень Средневековья», посвященная западноевропейской культуре XIV - XV столетий, когда происходил постепенный переход от Средних веков к Новому времени. Выставка в Русском музее рассказывает о том же процессе, но на нашей земле и двумя столетиями позже. Она называется «Осень русского Средневековья».

«Осень русского Средневековья» наступила в Корпусе Бенуа | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

В Московском государстве XVII век вместил Смутное время, смену царской династии, войны и мятежи, самозванца на престоле, неурожай, голод... На то же время пришелся расцвет и пышный закат средневековой культуры, венчавший историю искусства Древней Руси.

В анфиладе залов почти полтысячи экспонатов - иконы, фрески, шитье, книги... Они демонстрируют великолепие коллекции, которую создавали поколения музейщиков и частные собиратели.

Как рассказывает старший научный сотрудник отдела древнерусского искусства Полина Западалова, идея выставки возникла десять лет назад. Организаторы не ориентировались на уже появившееся светское искусство - живопись, портрет, а сосредоточились на сакральных памятниках. Они представлены хронологически от начала и до конца XVII века и географически - Москва, Ярославль, Кострома, Русский Север...

Художественным центром страны в то время стала Оружейная палата. В Москве работали велико-

княжеские живописные мастерские, но наступил расцвет придворного иконописания. Оружейный приказ - особое ведомство изготовления и хранения оружия. К нему относилась и мастерская, в которой трудились иконописцы. До нас дошли их имена и биографии. Центральный зал выставки отдан этим мастерам.

Обилие имен - характерная черта искусства XVII века. В начале надписи на иконах делали сторонние лица, но вскоре это уже автографы авторов. В Российском государственном архиве древних актов хранятся документы. На узких листах бумаги зафиксированы сведения о иконописцах, заказах, суммах, которые они получили за работу...

На выставке три иконы, написанные Кириллом Улановым. Это имя встречается в архивах в 1688 году. Сообщается, что он был костромичем, перебрался в Москву, стал жалованным иконописцем, одним из главных мастеров Оружейной палаты. Самая ранняя его работа на выставке - 1701 года. Золотом в три строки в центре иконы сообщается, что она написана по заказу Григория Рубцова - писаря Семеновского полка. Полк принимал участие в Нарвском сражении, потерял треть состава. Рубцов остался жив, в благодарность заказал икону.

Уланов был продолжателем традиции Симона Ушакова - центральной фигуры в иконописи своего времени. Его «Троица» написана в 1671 году, за семь месяцев до рождения Петра I. Исследователи сравнивают ее с «Троицей» Андрея Рублева. Икона, написанная Ушаковым, - символ искусства XVII века, на выставке у нее соответствующее почетное расположение.

У этой иконы есть особенность. На заднем плане можно разглядеть необычный пейзаж - колонны, портик. Это самое раннее изображение античных архитектурных объектов в древнерусской живописи. На выставке присутствует и гравюра, исполненная по рисунку Симона Ушакова, на ней та же архитектура.

Композиция русского живописца повторяет одну из картин Паоло Веронезе 1573 года, которая находится в Венеции. Во второй половине XVII века в России вырос интерес к западноевропейскому искусству. В работе над иконами, фресками, ювелирными изделиями, религиозными книгами мастера использовали голландские и немецкие гравюры.

Без работы реставраторов разных мастерских музея - темперной живописи, металла, ткани - выставка не могла состояться. Удачный прием демонстрации их мастерства - экспонирование некоторых икон с частичным раскрытием от наслоений времени.

В первом зале в витрине один из главных памятников выставки - серебряная рака преподобного Александра Свирского - вклад царя Михаила Федоровича в Александро-Свирский монастырь. Блеск и сияние ей вернули реставраторы металла.

Иконы, церковная утварь, шитье нередко изготавливались по заказу царей и видных государственных деятелей для монастырей и соборов. Лампада из Большого Успенского Тихвинского монастыря - последний вклад князя Ивана Шуйского, незадолго до смерти принявшего постриг.

Отдельный сюжет - династия Строгановых. Не переоценить их заслуги в развитии зодчества, живописи. Они же положили начало древнерусскому лицевому шитью. Древнейшая из дошедших до нашего времени плащаниц - строгановского лицевого шитья. В 1592 году Никита Строганов вложил ее в домовой храм семьи - Благовещенский собор Сольвычегорска. Из того же храма еще одна фамильная реликвия - украшенный драгоценными камнями восьмиконечный крест. Он вырезан из досок гробницы ярославских князей Василия и Константина.

#корпус Бенуа #выставка #история #средневековье

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 041 (6394) от 06.03.2019 под заголовком «Колокола Средневековья».


Комментарии