Когда публика не хлопала. Обладатель «Грэмми» Даниил Трифонов представил в Петербурге новую программу

Обладатель премии «Грэмми» (2018), гран-призер конкурса Чайковского 2011 года Даниил Трифонов представил в Концертном зале Мариинского театра новую сольную программу «Декады» из музыки композиторов ХХ века от начала до последней трети.

Когда публика не хлопала. Обладатель «Грэмми»  Даниил Трифонов представил в Петербурге новую программу | ‡© Мариинский театр. Фотограф Наташа Разина. 2019 г.

‡© Мариинский театр. Фотограф Наташа Разина. 2019 г.

Решение поставить сольный концерт Даниила Трифонова через несколько дней после завершения XVI конкурса Чайковского наверняка не было случайностью. Валерию Гергиеву важно продолжать демонстрацию неуклонно растущих успехов своего избранника, обладателя «Гран-при». Даниил Трифонов идеально оправдывает выбор маэстро на протяжении всех восьми лет. После заключения контракта со звукозаписывающей компанией Deutsche Grammophon в 2013-м пианист записал уже семь дисков, каждый из которых вызывал широкий общественный резонанс, - от концерта в Карнеги-холле до Трансцендентных этюдов Листа (принесших «Грэмми») и самого последнего со Вторым и Четвертым концертами Рахманинова вместе с Филадельфийским оркестром и Янником Незе-Сегеном. Интенсивность концертной деятельности Трифонова на нескольких континентах радует и географическим разнообразием, и еще больше - именами партнеров и оркестров, с которыми сотрудничает музыкант. Трифонов живет в Нью-Йорке, в декабре там состоится премьера его Фортепианного квинтета, которую он исполнит с Нью-Йоркским филармоническим квартетом.

На фестиваль «Звезды белых ночей» Даниил привез свою новую программу «Декады», которую в России еще не слышали. Совсем скоро он представит ее и на знаменитом летнем фестивале в Вербье. В ее названии - отражение хронологии представленных в ней сочинений. Это сочиненная в 1908 году Соната си минор Альбана Берга, цикл «Сарказмы» Прокофьева, относящийся к тому же десятилетию ХХ века, цикл «На вольном воздухе» Бартока (1926), «Вариации» Копленда (1930), «Поцелуй младенца Иисуса» (1944) Мессиана, пьесы из цикла Musica ricercata (1951 - 1953) Лигети, Klavierstuck IX Штокхаузена (1961) «Китайские ворота» Адамса (1977) и «Фантазии на остинато» Корильяно (1985).

Именно таким плотным потоком и звучало первое отделение концерта, длившееся почти полтора часа. К радости пианиста и его многочисленных поклонников (зал в тот вечер был заполнен до отказа), в первом отделении не раздалось ни одного хлопка. Ответ прост. Та часть слушателей, которая плохо представляла себе содержимое редко исполняемой музыки, хлопать не могла - просто не понимала, где. Пианист делал микропаузы между частями, да и между произведениями - едва различимые. К тому же он почти не разгибался, склоняясь над клавиатурой. Другая же часть публики просто знала о том, что хлопать в неположенных местах нельзя.

Впечатление получилось колоссальной силы - от глубокого погружения в те самые декады - десятилетия музыки ХХ века. Даниил играл по нотам, но оттого его контакт с текстом не терял в интенсивности, не становился слабее - напротив, возникало ощущение вовлечения огромного зала в фантастический процесс музыкального исследования ушедших десятилетий. Пианист листал страницу за страницей, как читают книгу, и слушатели вчитывались вслед за ним. Даниил являл эту музыку, открывая интервал за интервалом, аккорд за аккордом, удивляясь каждому изгибу мелодической линии. Можно было лишь восхищаться стратегической точностью репертуарного выбора.

Свежесть и острота интерпретаций отличали и музыку XIX столетия в исполнении Даниила Трифонова. Такого утонченного и светоносного Рахманинова мало у кого из современных пианистов можно услышать. Но история фортепианного искусства знает сотни превосходных интерпретаций лучших пианистов, велик и тяжел груз традиций. Исполнительская же традиция музыки ХХ века, выбранной Трифоновым для новой программы, не столь велика, а у некоторых сочинений и вовсе коротка, а потому дает необъятный простор для воображения, лишает идеологических оков. Движение от Берга с его плотным облаком австро-немецкой традиции через «Сарказмы» Прокофьева с его мотивами темных эмоций, прорывающихся сквозь сдерживающие механизмы культуры, к радужному блаженству небесных «Китайских ворот» Джона Адамса развивалось, как движение от сложности к простоте.

В «Фантазии на остинато» ныне здравствующего американского композитора Джона Корильяно «во весь рост» зазвучала развернутая цитата темы Аллегретто из Седьмой симфонии Бетховена с ее лучом света и надежды. В этот момент послание композитора конца XX века стало предельно ясным. Музыка Бетховена, современница классической философии Гегеля и Канта, не только напомнила, как важно помнить о своих истоках, но и дала повод задуматься о диалектике простого и сложного не только в музыке, но и в культуре, и в жизни.

#музыка #фестиваль #Звезды белых ночей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 123 (6476) от 09.07.2019 под заголовком «Когда публика не хлопала».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?