Когда актеры плачут от счастья. Лучшие театры из регионов России привезли спектакли в Петербург

Театральная олимпиада дала возможность петербуржцам ознакомиться не только с работами известных режиссеров Европы и Америки - Роберта Уилсона, Даниэле Финци Паски, Андрия Жолдака, Яна Кляты - но и с лучшими театрами из регионов России. Масштабная национальная программа проходила на разных сценах Петербурга с 11 по 28 октября. Это был настоящий «парад народов», яркий и мощный, который познакомил нас с культурой Башкирии, Бурятии, Калмыкии, Карелии, Татарстана, Чечни, Якутии.

Когда актеры плачут от счастья. Лучшие театры из регионов России привезли спектакли в Петербург | Иллюстрация Andrey Kuzmin/shutterstock.com

Иллюстрация Andrey Kuzmin/shutterstock.com

Открылась программа спектаклем Татарского театра им. Галиасгара Камала (Казань) «Взлетел петух на плетень», созданным по повести классика татарской литературы Аяза Гилязова. В центре сюжета история нелепой соседской ссоры, с гоголевским размахом разгорающейся в татарской деревне в советские семидесятые. Поставил спектакль главный режиссер театра Камала Фарид Бикчантаев, который был также куратором национальной олимпийской программы.

На встрече с журналистами он поделился своими впечатлениями о гастролях и подвел некоторые итоги.

- На мой взгляд, сейчас постепенно исчезает искусственно созданная граница между театрами столичными, интегрированными в мировое пространство, и театрами провинциальными, якобы существующими в другом пространстве, - подчеркнул он.

Отметим, что в истории Международной театральной олимпиады специальная программа, посвященная национальным театрам, появилась впервые.

- Отбирая спектакли для показа, мы обращали внимание на постановки, созданные по произведениям национальной литературы и драматургии или основанные на фольклоре, легендах, - пояснил Фарид Бикчантаев. - Режиссура и актерские работы демонстрируют особенности национальных театральных школ.

Чеченский драматический театр им. Ханпаши Нурадилова привез два спектакля. Один из них - «Выше гор» - создан по мотивам чеченских народных преданий. Второй - «Свой дом - красный дом, или Дорога домой» - рассказывает о жизни современного чеченского эмигранта в Париже. Обе постановки созданы Хавой Ахмадовой, художественным руководителем-директором Чеченского драмтеатра.

- Национальные театры нуждаются в поддержке, - обратилась она к собравшимся. - И речь, конечно, не только о финансах. Я говорю сейчас о внимании, интересе, которые нам необходимы. Получив приглашение от Валерия Фокина на Театральную олимпиаду, я поначалу не поверила своим глазам. Ведь последний раз Чеченский театр был в Петербурге в 1982 году. И вот мы снова здесь, играем на сцене «Балтийского дома», и огромный театральный зал полон. Наши актеры плакали от счастья. Надеюсь, теперь мы будем приезжать к вам чаще. Мне кажется, что сегодня, пожалуй, впервые после развала Советского Союза, вновь восстанавливается интерес к национальным театрам.

Якутский театр «Олонхо» привез спектакль Матрены Корниловой «Воительница-Джырыбына». Историю о девушке-богатырке, которая храбро сражается со злыми духами, можно было увидеть в театре «На Литейном». Спектакль необычный и завораживающий, познакомивший петербургскую публику с традиционным якутским пением «тойук», шаманскими обрядами и национальными танцами.

- Мы уезжаем с олимпиады счастливыми, - поделился своими впечатлениями о гастролях режиссер, бывший министр культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) Андрей Борисов. - Так зритель принимал! Честно признаться, я не ожидал такого теплого приема, зная, как высок уровень петербургских театров. Половина актеров, участвующих в этом спектакле, - самодеятельные, они демонстрировали гортанное пение.

Сам я прошел русскую театральную школу, учился в ГИТИСе, в Щепке. Это великая школа, для меня она - опора. Но я давно мечтал создать национальный якутский театр, который бы делал спектакли по нашему эпосу, с особым колоритом, эстетикой. И я благодарен, что петербургская публика так высоко оценила нашу «Джырыбыну». Мне кажется, обращение к национальным традициям, фольклору, эпосу - перспективный путь для развития театра.

В завершение пресс-конференции художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин выступил с инициативой создать центр национальных театров России. Предполагается, что центр будет работать в Москве на площадке, переданной Александринскому театру распоряжением премьер-министра Дмитрия Медведева. По словам Фокина, она может открыться в середине или в конце 2022 года.

Валерий Фокин добавил, что Александринский театр мог бы представить на этой сцене копродукцию с Пекинской оперой - спектакль «Евгений Онегин», который планируется выпустить в 2021 году.

#театр #актеры #театральная олимпиада

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 205 (6558) от 31.10.2019 под заголовком «Когда актеры плачут от счастья».


Комментарии