Классика сегодня ненадежна. Итоги гатчинского кинофестиваля

Завершился 25-й фестиваль «Литература и кино» в Гатчине. Он поражает не своей уникальностью, - на фоне биомассы разных «культурных мероприятий» каждый мечтает выделиться, - а тем, что до сих пор существует. И медленно, но верно набирает настоящий авторитет, что в стране, где уже более 350 с хвостом фестивалей (включая, правда, международные), совсем не просто.

Классика сегодня ненадежна. Итоги гатчинского кинофестиваля | Photo by Jakob Owens on Unsplash

Photo by Jakob Owens on Unsplash

Причин помимо, естественно, отличной идеи (Генриетта Агибекова, Валентина Иванова, Сергей Есин) и слаженно работающей команды под руководством Анны Моденовой как минимум несколько.

Во-первых - место. Гатчина - это самый снимаемый ре... нет, «регион России» не скажешь, просто здесь чаще всего появлялся человек с киноаппаратом, и область ему давала возможность показать себя в любом виде, историческом и современном. Рано или поздно, но количество должно было перейти в качество, и это случилось здесь.

Во-вторых - парадокс «местоблюстительства». С одной стороны, никто не будет отрицать значение литературы для отечественного кино (как и для британского, и для польского, эти кинематографии тоже выстроились на данной матрице). А на V съезде СК СССР (1986 г.) старейший наш режиссер Иосиф Хейфиц, постановщик «Дамы с собачкой» по Чехову и других эталонных экранизаций, так и сказал, открывая форум, оказавшийся ниспровергательским и бунтарским: советское кино стало восприемником, наследником классической русской литературы.

С другой стороны, наследник этот часто так переосмысливал первоисточники, что впору говорить о жесточайшей полемике с ними: культурный код - один, опыт - социальный и экзистенциальный - в достаточной мере разный. Теперь же главное - сохранить, но не консервироваться и увидеть возможности изменения там, где оппоненты (а их навалом) не замечают ничего хорошего, кроме культурного конформизма. И принципиальной уклончивости там, где нужна бы «твердость идейной позиции», как у фестивалей «с направлением».

Но культура как целое изначально противостоит любым направлениям, она их вбирает в себя ради разнообразия и протеста против любого качества уравниловки. А дальше - спорьте, было бы только о чем. Но лучше не расточать, а копить как минимум ради будущего, когда на место унаследованной традиции сугубого разрушения придут те, кто захочет все, без изъятия наследство отечественной культуры признать своим. То есть отвечать за него по полной программе. Гатчинский фестиваль уверенно становится именно на этот, полный опасностей и превратностей, но исключительно плодотворный путь соположения, совмещения, разных культурных страт, к тому же из разных времен пришедших.

Ведь у нас обычно как происходит. Одна картина снята как будто здесь и сейчас, а другая посылает привет из XIX, или и того раньше - из XVIII века. И когда смотришь параллельно два фестивальных конкурса, игровой и документальный, становится по-настоящему интересно: вымысел и документ не просто сосуществуют в пространстве Гатчины, но комментируют друг друга. Вот этот сюжет я и хотел бы сейчас представить читателю.

В документальном кино на первом месте - имена и события. Владимир Маканин (приз читательского жюри режиссеру Юрию Малюгину) и Дина Рубина, никому не известный трагически погибший поэт Альберт Азизов и санитар Артем, который работает в морге и пишет книги (приз за лучший неигровой фильм), Александр Солженицын и Татьяна Глушкова, семья Лермонтовых и Ольга Берггольц в контексте блокады», - всем находится право быть. И, конечно, в центре этой впечатляющей подборки - объединенные в один рассказ Параджанов, Тарковский, Антипенко: в картине Андрея Осипова (приз Сергею Зубикову за лучшую операторскую работу) выдающийся мастер камеры Александр Антипенко говорит о великих режиссерах, с которыми работал и которых снимал. Правда, правда - и ничего, кроме правды.

Естественно, при таком раскладе «Гран-при» фестиваля получила картина Левана Габриадзе о феноменальном сценаристе и кукольнике великом Резо Габриадзе с чудесным названием: «Знаешь, мама, где я был?». Именно такой вопрос естественно задать большинству режиссеров конкурса игрового кино. Хотя среди действующих лиц есть и реальные люди, например, Александр Вампилов (приз Андрею Мерзликину за лучшее исполнение мужской роли, режиссеру Виктору Алферову за лучший фильм и приз за лучшую музыку).

Но в целом по ходу просмотра окрепло впечатление, что классики вообще не было в душевном составе героев картин, снятых по книгам современных авторов. И не потому, что авторы с ней воюют - сейчас не 20-е годы ХХ века. И не мумифицируют, одновременно исподволь и чаще бессознательно, чем специально, в полемике с «проклятым прошлым», меняя культурный код, как было в сталинском кинематографе 1930-х, внешне традиционном. И, наконец, не припадают к литературе, хоть современной, хоть классической, как к живительному источнику, в борьбе с уже мертвым инструктивным словом Идеологии - это уже 50 - 80-е годы того же столетия.

Сегодня, если судить по игровым лентам, классика ненадежна. Она не отвечает на нынешний злободневный вопрос о том, как выйти из круговой поруки бессилия («История одного назначения» Авдотьи Смирновой - приз за лучшую режиссуру). Она - уже зарубежная, «модернистская», не спасает немую девушку от интеллектуально-визуального насилия маньяка-фотографа (приз за лучшую женскую роль Майе Шопе в фильме «Странники терпенья» Владимира Аленикова, снятом режиссером по собственному роману), который высмотрел престижные «образцы» в картинах Антониони («Блоу-ап») и в прозе Фаулза («Коллекционер»). Это в большинстве своем фильмы о пропущенной, проигранной, потерянной жизни. Фильмы о Безвременье, сменившие кинематограф нулевого цикла, отмеченный именами Андрея Звягинцева, Алексея Попогребского, Бориса Хлебникова и других замечательных мастеров.

Лучшая из конкурсных лент об этом навязчивом состоянии выпадения из своего времени, по-моему, «Молодое вино» режиссера Петра Олевского, он получил специальный диплом за многообещающий дебют. Очень симптоматично. Процесс идет дальше. Куда?!

Ответ, возможно, получим на следующем, 26-м, Гатчинском фестивале.

Читайте также о том, чем нам запомнился великий режиссер Георгий Данелия.

#кино #кинофестиваль #Гатчина

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 071 (6424) от 18.04.2019 под заголовком «Классика сегодня ненадежна».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...