Китайского Макбета показали в Петербурге
Китай был почетным гостем только что отшумевшего VIII Санкт-Петербургского международного культурного форума.
ФОТО Игоря ЛЮБИМОВА
Китайская программа была обширной, но, возможно, самым изысканным мероприятием в ней был спектакль «Убить императора» по пьесе нобелевского лауреата Мо Яня о покушении на первого в истории Китая императора Цинь Шихуанди (245 - 210 годы до н. э.).
Как известно, убить его не удалось. Император умер, как ни парадоксально, из-за жажды бессмертия. Он выпил пилюли, якобы дарующие вечную жизнь, и умер, отравившись ртутью, которая в них содержалась. Но главный герой пьесы не император, а Цзин Кэ - человек, который пытался убить тирана.
- Мы постарались избавить эту историю от «китаизмов», - рассказал Артур Козин, молодой актер МДТ - Театра Европы, который попробовал себя в роли режиссера. - Ведь подобная история могла произойти где угодно. Хотя бы в России эпохи Смутного времени, когда идут постоянные междоусобные войны, княжества воют друг с другом, страну разрывают на части, а потом появляется харизматичный человек, который объединяет их. Он начинает править и, стараясь всеми способами удержать власть, превращается в тирана.
Актриса Театра им. Комиссаржевской Евгения Игумнова сыграла наложницу Цзин Кэ - роковую женщину, которая подталкивает влюбленного в нее героя к преступлению.
- По сути, моя героиня - это такая китайская леди Макбет, - считает актриса.
Евгения создала образ женщины с сильным характером и железной волей. И внешне идеально вписалась в образ, потому что в ее яркой красоте присутствует восточный колорит, ведь ее отец - китаец.
Олег Рязанцев, артист МДТ - Театра Европы, играет Цзин Кэ без грима.
- На мой взгляд, в данном случае неважно, какой у тебя разрез глаз, какой ты национальности и вероисповедания. Мы пытаемся рассказать о человеке, оказавшемся перед сложным выбором, поставленным судьбой, - говорит артист.
В сущности, верно. В Цзин Кэ есть что-то от героев Шекспира и Достоевского. Он одержим страстями. Тут и жажда славы, и любовь к женщине. Он колеблется, не сразу решается на убийство, понимая, что его в любом случае сразу схватят и казнят. А он хочет жить. Чем не Макбет или Раскольников?
Восточный колорит в спектакле создает художественное оформление художника Театра им. Комиссаржевской Анвара Гумарова. Действие происходило в Белом зале Шуваловского дворца - Музея Фаберже. Среди колонн с капителями коринфского ордера вырос бамбуковый лес. Со стен свисали свитки с китайскими иероглифами, над которыми потрудился каллиграф и участник спектакля Ло Лэй (он играл генерала Фань). На них - изречения Конфуция.
К тому же в спектакле звучала медитативная китайская музыка в исполнении Се Сяоцао.
Спектакль «Убить императора» показали участникам Культурного форума. В планах - представить его в Китае. А затем, как надеется творческая команда, иногда играть его в Музее Фаберже.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 219 (6572) от 21.11.2019 под заголовком «Китайский Макбет».
Комментарии