Только на сайте

Кино и его «Синонимы». Чем запомнился 69-й Берлинале

«СПб ведомости» подводят итоги первого большого европейского кинофестиваля года, находящегося на пороге больших перемен.

Кино и его «Синонимы». Чем запомнился 69-й Берлинале | Фото автора

Фото автора

Заберет ли отечественный фильм приз на очередном большом киносмотре? В Берлине эта игра журналистов оказалась бессмысленной. Конечно, две российских картины («Кислота» и «Мальчик русский») были представлены в параллельных программах Берлинале «Форум» и «Панорама». Но никаких наград они не забрали.

На «бытовом» уровне это объясняется достаточно просто. На Европу в российском кинобизнесе ориентируются единицы специалистов. Своих проблем хватает: финансирование, регулирование проката. Плюс играет роль политизированность фестиваля, которая не первый год подается как его бренд. Из-за этого приз за художественный вклад за фильм «Довлатов» Алексея Германа-младшего в 2018-м году выглядит скорее как исключение из правил.

В 2019-м году упоминания России были совсем немногочисленны. В фильме открытия «Доброта незнакомцев» действие происходило в русском ресторане в Нью-Йорке. Его владельцем стал герой британца Билла Найи («Реальная любовь»), который извинился перед российскими журналистами за свой комичный акцент.

Политической направленностью кичился «Мистер Джонс» режиссера Агнешки Холланд, попытавшийся исследовать тему Голодомора. Но сценарий, написанный польской активисткой Андреа Халупа, описывал украинскую интерпретацию событий с грацией слона. Внутри – обязательная «слезинка ребенка», съеденный мальчик Коля и стройный хор «голодных» детей, художественно измазанных в грязи. Не забываем обязательное использование «мовы» в советский период.

Сложившейся ситуацией управлял многолетний директор Берлинале – Дитер Косслик. Минувший фестиваль стал для него последним – у немца накопилось множество противоречий с киносообществом Германии. Представители последнего в 2017-м году даже выпустили открытое письмо, в котором призвали к «капитальному ремонту» фестиваля.

После обращения Косслик сделал шаг назад и решил не продлевать контракт. Теперь в 2020 году его сменят экс-глава кинофестиваля в Локарно – итальянец Карло Шатриан и Мариэтт Риссенбик из Нидерландов.

Примечательно, что одним из 79 режиссеров, потребовавших вернуть фестивалю престиж Канн или Венеции, был немец турецкого происхождения Фатих Акин. Можно ли считать его фильм про гамбургскую версию Чикатило под названием «Золотая перчатка» прощальным посланием директору? Вопрос спорный, но картина стала самым радикальным высказыванием в конкурсной программе.  

wHBgjMzida0.jpg

Фото автора

История в «Золотой перчатке» основана на реальных событиях, происходивших в Гамбурге 70-х годов. Именно так назывался бар в неспокойном районе Санкт-Паули, где преступник регулярно пил и встречал своих будущих жертв.

Фатих Акин сам рос в этих краях. Бросается в глаза, что он не церемонится с местными жителями, представляя их послевоенным цирком уродов, регулярно заходящим в бар. Тут все – старый офицер СС, сектанты, старые проститутки. Такой уровень социального хоррора можно объяснить личной вовлеченностью автора. В немецкого Квазимодо – маньяка Фритца Хонку – перевоплотился актер с куда более симпатичной внешностью. Посмотрите после фильма на фотографии Йонаса Дасслера и почувствуйте разницу.

Зрители, которые уходили с каннской премьеры «Дома, который построил Джек» Ларса фон Триера из-за жестокости происходящего, не выдержали бы и пяти минут картины. Причем лучше всего сравнивать этот фильм не с недавней премьерой от датчанина, а с американским «Маньяком» из 80-х – грубым и прямолинейным кино, описывающим внутренний мир такого человека. Режиссер даже старается показать Хонку с «человеческой» стороны, представляя его почти Мистером Бином. Но все разбивается об алкогольную зависимость и отсутствие потенции.

Фильмы-события нечасто получают призы на фестивалях. Поэтому взгляд кинокритиков сначала был устремлен на «экзотику». Феминистски настроенный македонский «Бог существует, её имя – Петруня» и китайско-монгольское «Яйцо» вырвались вперед, набрав высокие оценки жюри прессы. У них даже получилось опередить «По милости божьей» французского классика Франсуа Озона – сдержанный рассказ, основанный на реальных случаях педофилии в католической церкви.

В последние дни всех опередили «Синонимы» режиссера Надава Лапида – история о том, как мигрант из Израиля пытается устроиться в Париже, отказавшись от своего гражданства и языка. Эта картина и стала обладателем «Золотого медведя».

Подводя итоги фестиваля, можно отметить, что победителем последнего Берлинале «старой» эпохи стала максимально компромиссная картина, близкая и понятная широкой публике. Сопутствующие призы получили те фильмы, которые так или иначе исследовали «мужскую» тематику с разных сторон – вполне в духе современной западной медиаповестки.

Что ждет фестиваль дальше?

В последнюю очередь зрителей должна интересовать «подковерная» борьба фестиваля за внимание больших компаний уровня Disney при договоренностях с Warner Brothers. К сожалению, к ней все и сводится.  

В современном кинопроцессе продолжается доминирование крупных игроков рынка, преимущественно из США. Иначе как Берлинале с его ярким «политическим» настроем мог упустить премьеру главного «женского» кинокомикса «Капитан Марвел»? Взял и смог. Даже визиты американских гостей выглядели как «остатки с барского стола». При всем уважении к «Власти» и «Середине 90-х», это не хедлайнеры. Это отличное авторское кино, но на уровне крепкой группы поддержки.

Прелесть фестиваля состоит в том, что любители кино на Берлинале действительно свободны в своем выборе. Если не нравится политическая направленность основной программы, то всегда можно посмотреть необычное документальное кино или программы имени определенных актеров. Например, на минувшем Берлинале чествовали британку Шарлотту Рэмплинг, известную по фильму «Ночной портье». Да и российские картины в этом вызвали живой зрительский интерес: билеты действительно расходились, как горячие пирожки. 

Самое время понаблюдать, в каком состоянии Берлинале подойдет к своему юбилейному, 70-му, смотру. Запрос на обновление есть, отлаженная немецкая инфраструктура есть, осталось только смотреть кино. Вопрос, какое.

v8h3uS8orhc.jpg

Фото автора

Берлинский кинофестиваль – 2019. Победители:

Лучший фильм – «Синонимы», Надав Лапид

Лучший режиссер – Ангела Шанелек, «Я был дома, но»

Гран-при жюри – «По милости божьей», Франсуа Озон

Лучшая актриса – Юн Мэй, «Прощай, сын мой»

Лучший актер – Ван Цзинчунь, «Прощай, сын мой»

Приз Альфреда Бауэра – Нора Фингшайдт, «Крушитель системы»

Лучший сценарий – «Пираньи Неаполя», Маурицио Брауччи, Клаудио Джованнези и Роберто Савиано

Приз за художественный вклад – «Пора уводить коней», Расмус Видебек

Приз за документальное кино «К слову о деревьях», Сухаиб Гасмельбари

Рекомендации «Санкт-Петербургских ведомостей»:

Радикальный взгляд  – «Золотая перчатка» (реж. Фатих Акин) 

Экзотическое кино – «Бог существует, её имя – Петруня» (реж. Теона Митевская), «Яйцо» (реж. Ван Цуаньань)

Документальное кино – «Варда глазами Аньес» (реж. Аньес Варда)

Новое кино из России – «Мальчик русский» (реж. Александр Золотухин)

Скоро в российском прокате –  «Власть» (реж. Адам Маккей), «Середина 90-х» (реж. Джона Хилл)

#кино #фестиваль #Берлинале

Комментарии